Аудитории пустеют
МОЛОДЕЖИ САМОСТОЯТЕЛЬНО ПРЕДЛАГАЕТСЯ
ГРЫЗТЬ ГРАНИТ НАУКИ.
Руководство многих вузов берет курс на сокращение занятий в
аудиториях. Наш университет не исключение. По Госстандарту,
утвержденному в марте 2000 года, объем учебной нагрузки не должен
превышать 54 часов в неделю: по 27 часов на аудиторную и
самостоятельную учебу. Меньше можно, больше - ни-ни, поэтому с 1
сентября студент находится в стенах нашего университета в среднем
24,5 часа в неделю, то есть всего 2 пары в день.
Ну а оставшееся время мы (по замыслу реформаторов) должны
посвятить самообразованию. Впрочем, как говорит Николай
Васильевич Пустовой, первый проректор НГТУ, реально часы
сократили уже три года назад, а сейчас количество пар убывает
лишь за счет увеличения учебных недель: с 15 до 17.
Тем не менее многие дисциплины оказались просто урезанными:
так, семинары по литературе для новых филологов отменены вообще,
а некоторые ранее обязательные курсы стали факультативными.
- Николай Васильевич, чем обусловлена новая "часовая
политика"?
- НГТУ всегда был прогрессивным вузом. Все ведущие зарубежные
университеты работают по такому принципу: сокращаются лекции и
семинары - увеличивается время самостоятельной работы. Сегодня
система высшего образования у нас держится на дешевом труде
профессорско-преподавательского состава. Проще обязать профессора
озвучить учебник, чем заставить студента открыть книжку.
Но если за пять лет студент толком ни разу не заглянул в
книгу, не нашел самостоятельно ответа на вопрос, он выйдет из
университета без царя в голове, не способным к самостоятельной
ориентации в конкретных ситуациях. Наука - это добывание знаний
собственными силами, умение работать с информацией...
Итак, нам предлагают поэтапный переход к принципиально новой
для России системе образования, основанной прежде всего на
самостоятельной учебе студента. Вот что о ее принципах
рассказывает Геннадий Алексеевич Дегтярь, начальник учебного
отдела: "В США студент аудиторно учится 3 часа в день.
Преподаватель делит учебник на 15 частей. Студент сам
разбирается с заданной частью, выполняет задания и готовит к
следующей встрече "трудные" вопросы для обсуждения с
преподавателем. Каждый понимает, зачем он пришел в университет.
Хочешь учиться - будешь учиться и самостоятельно, а преподаватель
даст оценку твоим успехам, скорректирует, если заблудишься".
Сокращение аудиторных часов у старшекурсников на пользу:
как-никак, уже привыкли к самостоятельному поиску знаний, в
библиотечных каталогах не заблудятся. Но как же быть
первокурсникам? Помнится, на коллоквиумах мы вместе с
преподавателями по строчке разбирали научные статьи, вместе
искали рациональное зерно. Понять все это самому, было бы трудно.
Одной группе для разбора 4 - 5 статей преподаватель уделял по
четыре часа. А на коллоквиуме мы понимали, что конспектировали
совсем не то, что было нужно, что прошли мимо главного. Если бы
нас с сентября самого первого учебного года пустили в свободное
плавание, мы бы, боюсь, очень многое упустили.
Основной формой зачета при новой, самостоятельной системе
обучения становится реферат. С рефератами все просто: чем корпеть
над книжками, готовую работу по любой теме можно перепечатать с
Интернета и получить свою "галочку". Может ли преподаватель
отличить работу, выполненную самостоятельно, от работы
"скачанной"? Он сделает это с легкостью, если хорошо знает
возможности своих студентов.А для этого нужно общаться с ними
чаще...
Есть и другая опасность в не свойственных пока нам западных
стандартах образования. Всевозможные самостоятельные и
"электронные" формы обучения, сокращение аудиторных часов
разобщают людей, лишают их прелестей студенческой жизни, общения,
а значит, сужают кругозор. Ведь мы приходим в вуз не только для
того, чтобы забить голову информацией, но и делиться своими
знаниями, мыслями, чувствами с другими. Человек - существо
общественное, общительное. Изолироваться, отправляясь за знаниями
не в аудиторию, а в Интернет, - невелика польза для личности. Да
и для общества тоже. Если каждый будет сидеть в своем коконе,
оплетенный паутиной информационных сетей, то это будет уже не
общество, а некий стандартный набор типовых универсальных
киборгов-андроидов, потребляющих информацию. У многих молодых
людей, переусердствовавших с компьютером, и так уже возникают
проблемы с общением, с пониманием общечеловеческих ценностей. А
ведь у нас традиционно считалось, что полноценное образование -
это не только поглощение формул и суммы сведений, но и
формирование полнокровной, неравнодушной личности, что по
большому счету возможно только в коллективе.
Юлия Лебедева, Евгений СОСНИН.
05-04-2002, Труд