Дискуссионная трибуна
УВЕРЕННОСТЬ И ОТВЕТСТВЕННОСТЬ.
ОБРАЩЕНИЕ К ГЛАВЕ РОССИЙСКОГО ГОСУДАРСТВА.
И КО ВСЕМ ОТВЕТСТВЕННЫМ ПОЛИТИКАМ.
1. Масштаб новых проблем.
За минувшие десять лет в России возникла качественно новая
реальность.
Огульно отрицать все то позитивное, что она с собой принесла,
принципиально ошибочно. Завоеваны права свободного человека
свободно распоряжаться своими возможностями, право на инициативу,
действие без оглядки на директивный окрик.
В то же время не замечать кризиса на пути, которым мы шли все
это десятилетие, - просто самоубийственно. Пора признать, что
страна столкнулась на своем пути с колоссальными и во многом
непредвиденными трудностями.
Прежде всего это касается того, как складывается ответственная
перед обществом граждански состоятельная элита. Элита без
кавычек, без пренебрежительного отношения к остальным слоям
общества. Это касается также и качества, и темпа формирования в
России мощного, государственно ориентированного крупного
капитала. Народ пугают олигархией, трактуя ее как сращивание
государства и капитала. На самом же деле огромная опасность
состоит в том, что нет нормальной состыковки государства и
капитала, не формируется достаточно быстро настоящий
госкапитализм. А без этого при нынешних обстоятельствах Россия не
может решать насущные стратегические задачи.
Неучтенной оказалась и новая международная ситуация. События
последнего времени - это стратегический вызов всем нам, России в
целом, курсу реформ, всей системе российских долговременных
общественных ожиданий. Это вызов мирового масштаба, ибо налицо
крах всей международной правовой системы: крах ООН, всех норм
международного права, выражаемых принципом вето Совета
Безопасности.
Действия, проводимые ныне в Сербии, противоречат самому Уставу
НАТО. Под угрозой основа мировой цивилизации - приоритет права
над произволом. Такой тревожный крен в сторону от мировых
правовых норм понуждает вспомнить опасные прецеденты из прошлого
- разрушение Лиги наций в 30-х годах этого столетия и
последовавшую вслед за этим мировую военную катастрофу. К этому
необходимо добавить непредсказуемое состояние мировых финансов и
в целом системы мирового хозяйства.
Сочетание внутренних и внешних обстоятельств не позволяет
двигаться дальше прежним путем. Власть, элита, общество в целом -
все мы уперлись в стену этих обстоятельств, оказались в тупике.
Преступно в этой ситуации звать назад, сеять панику, делать
бизнес на катастрофе. Но не менее преступно и скрывать от
общества правду.
Надо смело признать новые реалии. Нужен мощный, волевой,
стратегический поворот, который сохраняет верность взятым ранее
обществом ориентирам и одновременно приведет эти ориентиры в
соответствие с новой реальностью.
Медлить далее с таким поворотом просто невозможно. Лимит
исторического времени у власти и у всех нас фактически на
пределе.
2. Проблемы и состояние власти.
На протяжении всего последнего года власть, занимаясь весьма и
весьма существенными текущими вопросами, одновременно пыталась,
скорее, не замечать новых стратегических проблем. Власть
сосредоточилась на том, чтобы разумно, корректно и в нужный срок
провести выборы и обеспечить политическую преемственность.
В стране, где за власть всегда держались мертвой хваткой,
такое намерение делает честь Борису Ельцину и его команде. Ибо
они бросили вызов худшим традициям прошлого, доказали, что
служение именно новой великой России для них не является только
дежурным лозунгом. Благородные побуждения можно и должно
приветствовать.
Но нельзя допустить, чтобы благими побуждениями оказалась
вымощена дорога в новый российский ад.
У сегодняшней власти, к сожалению, весьма преувеличенное
оптимистическое представление о том, что новая Россия уже
состоялась, что теперь нужно заниматься лишь обустройством
выстроенного дома, так как рухнуть он уже не может ни при каких
обстоятельствах.
На самом деле это не так.
Соотношение сил нового и старого в России пока, очевидно, не в
пользу нового. Государство все еще в должной мере не выстроено.
Центробежные тенденции нарастают. Без стратегических инициатив в
деле государственного строительства мы рискуем потерять главное -
единое и неделимое Российское государство. Социальные и
экономические неблагополучия носят далеко не частный характер. И
снова нынешний тип государственности входит в противоречие с
задачей скорейшего преодоления этих весьма масштабных
неблагополучий.
Но главное - вновь и вновь подчеркиваем - мировой кризис
(финансовый, геополитический, а теперь, после Сербии, еще и
просто военный) делает крайне проблематичным легкое
пришвартовывание России к флотилии так называемого мирового
сообщества. А ведь все серьезные планы последнего десятилетия
основывались только на этом! Но оказалось (и в этом главный вызов
России!), что, помимо умения войти в мировое сообщество (а именно
его нам не хватало), нужна еще и готовность "большого дома"
проявлять соответствующее гостеприимство, понимание, терпимость и
уважение.
Мы убеждены в том, что необходимо незамедлительно признать
очевидное - международные и внутренние обстоятельства сложились
самым неблагоприятным образом и для власти, и для России.
Трудности затеянного властью и обществом ускоренного
капиталистического строительства оказались недооценены, а успехи
нового государственного строительства России - переоценены.
Реакция власти на сумму новых, постоянно накапливающихся
стратегических обстоятельств оказалась слишком заторможена.
Необходимость стратегического поворота с сохранением главных
ориентиров и ценностей назрела очень давно - уже при первых
толчках мирового финансового кризиса. Тогда стало ясно, что, не
отказываясь от интеграции в мировое хозяйство, в мировые рынки
труда, надо качественно скорректировать механизмы подобной
интеграции. Речь идет о соотношении приоритетов между задачами
развития внутреннего рынка, задачами продуктивной рыночной
индустриализации и модернизации российского хозяйства и задачами,
вытекающими из принципов так называемого "открытого" общества.
Цель подобной констатации - не в критике "открытого" общества.
Она в том, чтобы точно корректировать курс, соотнося его с новой
реальностью.
3. Власть в России - новые стратегические приоритеты.
Первое и главное. Внесение существенных корректив в прежний
курс безоглядной и односторонней открытости (в рамках
стратегического поворота). Изоляционизм не нужен, вреден,
бессмыслен. Но строить современную Россию мы должны с учетом
реального климата отчуждения. С опорой на свои силы. И с твердой
верой в то, что барьер отчуждения будет преодолен.
Второе. Форсированное строительство эффективной, тесно
связанной с обществом прогосударственной элиты. Уповать на то,
что этот процесс будет происходить за счет общественной
саморегуляции - ошибочно и бесперспективно. Сломав многое в
прежнем неэффективном устройстве общества и государства, нельзя
надеяться, что все новое построится само собой без активной роли
власти, без строительства новых - по сути госкапиталистических -
общественных отношений.
Третье. Переход от капитализма первоначального накопления к
капитализму ответственности и созидания. Закон должен быть в
основе жизни всех слоев общества, и прежде всего в основе
регулирования отношений между капиталом и другими слоями
населения. Сам бизнес должен быть прозрачен для общества.
Ответственность каждого гражданина перед обществом - аксиома
настоящих капиталистических отношений.
Четвертое. Состыковка капитала и государства с целью
максимальной концентрации возможностей страны на решении
приоритетных задач строительства эффективного внутреннего
хозяйства, задач форсированного экономического роста.
Противопоставлять и далее планирование беспредельно свободным
рыночным отношениям - невозможно. Мощное планирование рыночными
методами осуществляется, как мы все знаем, и во многих
капиталистических странах. Весь вопрос в том, в каких формах
должна идти концентрация возможности на приоритетных направлениях
экономического развития. Мы убеждены, что формы эти могут и
должны опираться на эффективную частную собственность,
соединенную с мощными целевыми программами. По сути это означает
необходимость перехода к реализации капиталистического
мобилизационного проекта.
Пятое. Стратегическая государственная реформа, которая на
ближайшее столетие избавит нас и наших потомков от нависающего
кошмара очередного распада своей страны. Нельзя проводить никакие
экономические и политические проекты в государстве, целостность
которого не гарантирована. Единство и неделимость России должны
из лозунгов превратиться в данность, посягнуть на которую никто
не сможет и не осмелится.
Шестое. Реальная консолидация общества. Новая стратегия
немыслима без активной поддержки широких общественных слоев.
Выдвинув эту стратегию для России, власть обязана привлечь все
ответственные силы страны к борьбе за реализацию этой стратегии.
Она обязана переломить рост нынешних, по сути капитулянтских,
умонастроений. Обязана сплотить под знаменами новой стратегии все
конструктивные силы страны, не проявляя при этом излишней
всеядности, но и не устраивая "охоту на ведьм".
Нельзя выдумывать очередную "национальную идею". Но нельзя
жить дальше без настоящей государственной идеологии, опирающейся
на чаяния широких общественных слоев, имеющей почву в лучших
отечественных традициях. Отсюда необходимость выдвинуть новую
повестку дня для России. И на ее основе победить, объединив
промышленников, интеллигенцию, широкие общественные слои,
средства массовой информации в самом главном - в понимании
реальных альтернатив исторического развития страны. На этой
основе нанести решающее поражение и силам реакции, и силам
загнивающего реформистского фанатизма.
Седьмое. Укрепление вертикали власти в стране. Настоящей,
полноценной, конституционной президентской власти! При этом
выстраивание и достраивание подобной вертикали должно происходить
с учетом важности создания полноценных госкапиталистических
отношений. Речь идет и об институтах власти, и о
политико-социальных приоритетах. Ибо никакие институты сами по
себе не образуют властный каркас, если власть не сумеет вписать в
выстраиваемую президентом России новую корпоративную
госкапиталистическую вертикаль лучшую часть буквально рвущегося
сегодня к такому сотрудничеству молодого предпринимательского
сословия.
4. без оглядки назад!
Вот те задачи, которые составляют в совокупности курс
стратегического поворота без оглядки назад. В его рамках власть
может и должна спасти ситуацию, дав отпор и силам реваншизма, и
силам исчерпавшего себя радикал-реформизма. И мы призываем власть
в нынешних тяжелейших обстоятельствах думать не о том, как и кому
передавать эстафету, а о том, как сохранить в России потенциал
здорового роста, разума, потенциал тех сил, наконец, которые в
долговременной исторической перспективе ориентируются на
нормальные отношения с миром. Цепляясь за уже исчезнувшие
возможности, власть обрекает эти здоровые силы на безжалостный
разгром реакцией, и первой станет жертвой такого разгрома.
Но наступление реакции, повторим, не решит проблем страны.
Более того, оно скачком повысит уровень международной
конфронтации.
Своей беспомощностью, своими благими, но неадекватными
действиями власть с каждым днем наращивает риск мировой войны.
Еще вчера такая оценка могла казаться завышенной. Новая
реальность подтверждает самые мрачные ожидания. И власть просто
обязана смотреть правде в глаза.
Да, именно предельной катастрофой может обернуться ныне
политическая неадекватность власти. Не ощущая масштаба перемен,
недооценивая угрозы, власть вместо благородной преемственности
породит своим упорством распад политической системы, истребление
ростков нового капиталистического уклада, торжество
иррационализма, триумф самых черных мутаций прежних идеологий.
Слабость, проявленная властью, станет историческим
преступлением, как стало им по отношению к другим временам
прекраснодушие последних Романовых, дефицит политической воли у
Бориса Годунова, неспособность великих князей подавить феодальную
смуту даже перед угрозой татаро- монгольского нашествия. В том же
ряду - слабость Гинденбурга, "демократически" передавшего власть
Гитлеру.
Власть не имеет права на новые проявления трагической
беспомощности. Ее слабость в столь ответственный момент лишена
исторических оправданий.
XXI веку - сильную процветающую Россию!
Подписали: А.Г.Баранцев, ген.дир. ОАО "КрАЗ"; Г.И.Боровиков,
ген.дир. АО "Сланцы"; Ю.В.Верясов, АО "ВИНАП"; О.С.Глазачев,
академик МАН;
В.В.Дорогунцов, "Шерегешское рудоуправление"; В.Г.Зилов, член
корр. РАН, доктор мед.наук, профессор; А.А.Истомин, кандидат
эк.наук; С.Н.Каминский, ген.дир. Красноярской ГЭС; С.А.Каримов,
ген.директор "Сибинстрем"; А.П.Коновалов, ген.дир. "Тюмень
Авиатранс"; Ю.И.Коропачинский, ген.дир.
АО "ККЗ"; И.Б. Кузнецов, ген.директор Компании "Графит
Сибирь";
М.Г.Кузьмин, ген.директор АО "Сибэлектротерм"; П.Л.Лусников,
ген.дир. ОАО "Сибтяжмаш"; А.А.Мертен, зам.зав. инюрконсультации,
адвокат "Межтерриториальной коллегии адвокатов", ГРА;
В.Е.Накоряков, академик РАН, лауреат Госпремии СССР, лауреат
Госпремии РСФСР; В.И.Обозюк, ген.дир. АО "ЮУКЗ";
В.Я.Островлянчик, ген.дир. АГК; В.А.Пашковский, президент АКБ
"Залогбанк"; Б.Н.Рыжков, ген.дир. АО "Тонкосуконная фабрика
им.Свердлова"; В.А.Свидерский, исп.дир. РОО "Обновленное
Отечество"; Г.Л.Согонов, к.э.н., дир. ФПГ "Текстильный холдинг";
И.В.Сокруто, ген.директор АО "Лебединский ГОК"; Г.С.Тевосов,
ген.дир. ОАО "Родник-текстиль"; А.А.Угаров, председатель Совета
директоров Оскольского металлургического комбината; Р.А.Урусов,
ген.дир. АО "Электросила"; А.А.Федоров, ген.дир. АО "ЧТЗ";
Н.А.Фудин, доктор мед.наук РАМН, засл.деятель науки РФ;
Б.В.Цигулев, академик МАН, академик МАТ;
Л.С.Черной, предприниматель; В.Я.Шатохин, генерал- лейтенант,
профессор, член-корр. АВН; Ю.А.Шишкин, дир. по производству и
маркетингу ОАО "Сибтяжмаш"; Г.К.Янко, доктор технических наук,
профессор.
05-04-1999, Труд