TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Опрокинутая история

ЮРИЙ ПОПОВ.
22 АВГУСТА 1944 ГОДА СОВЕТСКИЙ ПИЛОТ ВЛАДИМИР ПАВЛОВ ВМЕСТЕ С
ЮГОСЛАВАМИ СПАС В СЕРБИИ 32 АМЕРИКАНСКИХ ЛЕТЧИКА. ОБ ЭТОМ ПОДВИГЕ
ДО СИХ ПОР ПОМНЯТ В РОССИИ. ПУСТЬ ЗНАЮТ О НЕМ И ТЕ, КТО СЕЙЧАС
БОМБИТ ЮГОСЛАВИЮ. ПУСТЬ ПОЙМУТ: ИХ "ТОМАГАВКИ" РУШАТ НЕ ТОЛЬКО
ДОМА И ЛЮДСКИЕ СУДЬБЫ - ОНИ РУШАТ БЕСПРИМЕРНУЮ ИСТОРИЮ ВОЕННОГО
БРАТСТВА - БЛАГОРОДНУЮ И МУЖЕСТВЕННУЮ.
Герой России Алексей Иванович Семенков 55 лет назад командовал
полком авиатранспортной дивизии, в составе которой и была
сформирована группа особого назначения, предназначенная для
помощи Народно- освободительной армии Югославии (НОАЮ).
- Направлена была эта группа на англо-американскую авиабазу
("звучит" на фоне нынешних американско-натовских бомбардировок
Югославии?) в освобожденную к тому времени часть Италии, в город
Бари на берегу Адриатического моря, - рассказывает ветеран,
участвовавший в боевых действиях на Балканах. - Союзники наносили
оттуда бомбовые удары по гитлеровским тылам в Австрии, Венгрии,
Румынии, Греции, а советские летчики на транспортных самолетах
доставляли бойцам НОАЮ и партизанам пушки, боеприпасы, другое
вооружение, а обратно вывозили раненых. Это была очень трудная
работа - над морем и горами прорываться через заслоны фашистских
зениток и истребителей. Приходилось принимать участие и в
спасении попавших в окружение союзников.
Один из таких эпизодов вошел в историю. В конце мая 1944 года
немцы провели операцию "Россельшпрунг" ("Прыжок коня") с целью
обезглавить командование НОАЮ. Штаб Иосипа Броз Тито укрывался в
те дни в пещере возле города Дрвара. Там же находились советская
и англо-американская военные миссии. Утром 25 мая полсотни
пикирующих бомбардировщиков "Юнкерс" стерли Дрвар с лица земли.
Вслед за этим с шести транспортных самолетов и тридцати планеров
было сброшено более тысячи вооруженных до зубов десантников,
которые устремились прямо к партизанской пещере.
Но Тито и его соратникам удалось уйти в горы и через неделю
пробиться к аэродрому, подготовленному под руководством
советского штурмана Павла Якимова у подножия самой высокой в том
районе вершины Купрес. Оттуда вызванный из Бари самолет под
командованием майора Александра Шорникова и вывез югославское
командование. Вместе с Тито первым рейсом отправили и
исполнявшего обязанности начальника англо- американской миссии В.
Стрита.
Менее известен еще один воздушный рейд по спасению союзников.
Было это ближе к осени 1944 года.
- В тот день мы с Володей Павловым пошли в кафе при авиабазе в
Бари, - вспоминает заслуженный пилот СССР и Югославии Павел
Михайлович Михайлов. - Но не успели заказать спагетти, как нас
вызвали в штаб. Мне приказали лететь в Словению, где партизаны
ждали боеприпасы и горючее, а Павлову - в Сербию, тоже с
боеприпасами. Заодно ему предстояло помочь экипажу потерпевшего
аварию самолета нашей авиагруппы. Погода была хуже некуда. По
заключению союзников - нелетная. Но нам на фронте и не в таких
передрягах доводилось бывать.
Грозы сопровождали самолеты по всему маршруту. Аспидно-черные
тучи не давали подняться за 600 метров, а вершины гор там куда
выше. Михайлов первым вернулся с задания. Павлов задержался до
позднего вечера, встречали его уже при свете прожекторов.
Задержка была вызвана неожиданным обстоятельством. Оказалось,
что на площадке в Бойнике выручать надо было не только партизан и
наших летчиков, но и спасенных от плена американцев. "Их
"летающие крепости" во время боевого вылета были сбиты, -
объясняет еще один участник тех событий Герой Советского Союза
Дмитрий Сергеевич Езерский. - Козьими тропами они пробрались в
непролазные горные места Сербии. Партизаны в конце концов вывели
бедолаг в свой отряд в район Лесковаца. Самолету в Бойнике,
который был уже готов к вылету, пришлось шесть часов ждать, пока
их доставят к трапу. А грозовой фронт с Адриатики все надвигался
и надвигался на Балканские горы.
Но "дуглас" был рассчитан только на 21 пассажира. А тут - 32.
Глядя на истощавших за время мытарств в горах союзников, Павлов
все же решил рискнуть и взять сразу всех. Хотя пришлось ему на
обратном пути нелегко - фронтальная гроза, неимоверная
"болтанка". Один раз ухнули в страшную "воздушную яму" - падали в
пике с высоты 3500 метров до полутора тысяч.
Порой казалось, что самолет вот-вот разломится. Отказали почти
все приборы - так сильны были грозовые разряды. Прямые удары
молний образовали две зияющие, словно выжженные автогеном,
пробоины в хвостовом оперении самолета. Командир корабля,
которому тогда было всего 26 лет, в одночасье поседел. По словам
живущего ныне в Перми члена экипажа штурмана Лисина, все вокруг
было так наэлектризованно, что у Павлова, когда он снял шлем,
волосы стояли дыбом...
Встречая уже считавшихся пропавшими без вести
соотечественников, американский штабной офицер изумился: "Это что
- какой-то новый, большой "дуглас"?" Слышавшие этот разговор жены
спасенных (американцы находились на авиабазе в Бари с семьями)
так потом и называли Павлова - "Большой Дуглас". Он и в самом
деле выделялся среди товарищей ростом и шириной плеч.
28 августа генерал Твининг, командир авиачасти США в Бари,
вручил Павлову и членам экипажа Шелкунову, Лисину, Князькову,
Шевцову благодарность за спасение американских летчиков. А один
из спасенных, капитан Карриган, немного говоривший по-русски,
искренне восторгался:
"Это просто чудо, что советские летчики сумели прорваться
сквозь такую грозу!..".
Ставший впоследствии Героем Советского Союза и кавалером
югославской Партизанской звезды первой степени, Павлов до конца
войны совершил на Балканах девять десятков боевых вылетов,
большей частью ночью. Доставил бойцам НОАЮ сто тонн вооружения и
боеприпасов, эвакуировал в тыловой госпиталь более 300 раненых. А
всего за годы войны он 350 раз пересекал на "воздушном извозчике"
линию фронта - туда и обратно, 80 раз приземлялся на крошечных
пятачках в расположении партизан. И операция по спасению экипажей
сбитых в немецком тылу самолетов союзников - у Владимира и его
товарищей не единственная.
В июне 1944 года они получили задание доставить в леса
Люблинского воеводства боеприпасы для польских и советских
партизан и вывезти в Киев (там тогда базировалась часть экипажей
авиагруппы особого назначения) тяжело раненных бойцов. Когда
приземлились в районе Замостья, увидели, что "оказии" ждут еще
четыре английских летчика, выбросившихся с парашютами из
подбитого над Вислой самолета. Машина была забита ранеными под
завязку, но место для британских коллег все же нашли. И хотя с
перегрузкой, но прорвались средь бела дня над вражеским тылом,
огибая населенные пункты, где грозила встреча с зенитками, на
бреющем полете вписываясь в балки и овраги, чтобы не напороться
на фашистские истребители. А линию фронта пересекли так низко,
что от рева моторов немцы в панике падали на дно окопов...
Год назад Павлов умер. В день похорон, 10 апреля 1998 года,
вдове героя, Маргарите Александровне, поступило из посольства США
соболезнование, подписанное атташе по вопросам обороны Китом У.
Дейтоном. В нем от имени Соединенных Штатов Америки была выражена
"благодарность за героическое спасение американских летчиков из
нацистского окружения", подчеркивалось, что Владимир Федорович
"был героем для 32 вызволенных им американцев, для членов их
семей и всех, кому было известно о его героическом поступке".
Представитель атташата провожал Павлова в последний путь.
И вот сегодня, когда США и их союзники по НАТО обрушили бомбы
и ракеты на бывших своих соратников сербов, Герои Советского
Союза Дмитрий Езерский, Павел Михайлов, Григорий Черкашин, Герой
России Алексей Семенков, председатель совета ветеранов 10-й
гвардейской авиатранспортной дивизии Николай Окинин от имени всех
товарищей - воинов, принимавших участие в освобождении Балкан от
фашистских захватчиков, обращаются к совести внуков своих
союзников по антигитлеровской коалиции: остановитесь, перестаньте
бомбить югославскую землю - там и по сей день живут те, кто
вместе с вашими дедами сражался против нацизма и, случалось,
выручал их из смертельно опасных ситуаций. Прекратите - взывают к
американцам живые, слава Богу, участники тех исторических
событий, -прекратите поражать ракетами народ, который во время
второй мировой войны своим сопротивлением сковал десятки
германских дивизий - более полумиллиона захватчиков.
Югославы, по сути, всю войну держали еще один - Южный фронт.
- В день подписания акта о капитуляции мне выпало общаться с
летчиками держав-победительниц на аэродроме Темпельхоф в Берлине,
- говорит Алексей Иванович Семенков - в день Победы ему было
доверено доставить на самолете Акт о капитуляции в Москву. - Мы
поклялись друг другу, что больше никогда не допустим войны.
Судьба распорядилась так, что довелось участвовать и в еще одном
эпохальном событии: я отвечал за доставку самолетами советской
делегации в Сан-Франциско, где утверждался Устав ООН. В нем тогда
черным по белому записали: военная сила применяется против
какой-либо страны только по решению Совета Безопасности. И этого
никто не отменял. А теперь этот принцип отброшен. Под видом
"гуманитарной акции" убивают мирных граждан. А сотни тысяч
"подзащитных" албанцев спасаются бегством...
И ужасным кощунством считают ветераны то, что в этой агрессии
участвуют потомки тех немецких солдат, которые когда-то топтали
землю югославских долин, тех летчиков, которые в Вербное
воскресенье 1941 года разбомбили Белград...




05-05-1999, Труд