TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Река размыла тоннель

АЛЕКСЕЙ КОМАРОВ, соб. корр. "Труда".
Вновь откладывается окончание сооружения многострадального
Северомуйского тоннеля Байкало-Амурской магистрали. По словам
Геннадия Комарова, начальника Восточно-Сибирской железной дороги,
там произошел очередной выброс породы. Проходчики очень близко
подошли к руслу подземной реки, а противопоставить давлению
природы ничего не смогли - и 300 метров тоннеля как не бывало.
Между тем в Иркутске состоялись парламентские слушания по
проблемам БАМа, на которых этот вопрос даже не обсуждался.
Депутаты Госдумы, представители органов власти ближних регионов
спорили о проекте закона об особой экономической зоне в районе
БАМа.
Суть предложений Госдумы, заключающихся в прошедшем первое
чтение проекте, такова. Вдоль БАМа надо создать "очаги" свободных
экономических зон, что будет "стимулировать привлечение
крупномасштабных инвестиций с целью разработки уникальных
природных богатств". Надзирать за строительством "точечных"
островков экономического благоденствия станет администрация зоны.
Ей субъекты РФ, по территории которых пролегает БАМ, делегируют
определенные полномочия. В проект рекомендаций по итогам слушаний
даже входил пункт, что МПС и ОАО "Баминвест" должны ускорить
внесение в правительство инвестиционных предложений.
Однако представители регионов, в целом одобрив внимание к
полузамороженной железной дороге, подвергли проект закона резкой
критике. Даже предложили изменить название будущего документа на
"О государственной поддержке развития зоны Байкало-Амурской
железнодорожной магистрали". Особому разбору подверглись пункты
законопроекта, в которых исполнительной власти регионов зоны БАМа
предлагалось поделиться полномочиями с непонятной и не
существующей пока администрацией зоны. Заместитель главы
администрации Иркутской области Юрий Березутский прямо заявил,
что регионы предлагают рассматривать сбалансированный проект
развития всего БАМа, а не создавать условия для эксплуатации
отдельных месторождений и обогащения отдельных инвесторов. Вообще
о том, что БАМ уникален, говорил каждый из докладчиков. Далее
следовало безусловное утверждение, что лесопереработка, уголь,
добыча руды здесь возможны. Но почему-то никто не вспомнил, что
ныне действующие предприятия лесного комплекса по добыче руды и
угля не приносят сегодня больших прибылей.
Зато неоднократно подчеркивали, что у государства денег нет:
только инвесторы, мол, способны вытащить из депрессии.
Я внимательно слушал выступления, и сам собою возник вопрос: а
не занимаются ли депутаты (естественно, не все, но некоторые)
тем, что называется лоббированием? В данном случае интересов МПС
и ОАО "Баминвест". Но мой прямой вопрос, обращенный к Владимиру
Гусеву, председателю Комитета по промышленности, строительству,
транспорту и энергетике Госдумы РФ, вызвал бурное возмущение.
- Кто вам дал право так думать?! - с пафосом вопрошал Владимир
Кузьмич.
Увы, вся логика обсуждения законопроекта подталкивала к такому
выводу. Именно поэтому представители регионов, объединенных зоной
БАМа, предлагают рассматривать магистраль как зону
государственной важности, а не территорию для "точечных", кому-то
выгодных экспериментов.




05-05-1999, Труд