TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Забытое племя

ЖИВУТ ИЛИ ВЫМИРАЮТ?
ГЕННАДИЙ ГЫПЫЛОВ, Алексей КОМАРОВ.
На юго-западе Бурятии, в отрогах Восточного Саяна, живет
народ, о котором нет, кажется, упоминания ни в одном справочнике
или словаре. Эти люди, именующие себя сойотами, давно и
безнадежно пытаются доказать свое существование, ссылаясь на
знаменитое платоновское (имеется в виду Андрей Платонов, а не
Платон) изречение: "Без меня народ не полный". Еще в 1929 году
старейшины племени обращались во ВЦИК СССР за социально-
этнографической поддержкой. Большевики ответили только усилением
налоговых поборов.
Хуже того, часть "просителей" попала в лагеря, где многие так
и сгинули.
Но сойоты не успокоились и вплоть до настоящего,
"демократического" времени пишут в московские инстанции: мы есть,
не вымерли. Ни о льготах, ни о помощи речь уже не ведут. Хотят
только признания. Госкомстат, например, на это отреагировал
следующим образом: "...По последней переписи населения такой
народ не зафиксирован". Нет народа - нет проблемы.
Тогда администрация Окинского района Бурятии взялась провести
свою перепись - и выяснилось: здесь живут 1985 сойотов. Их даже
включили в проект закона о малочисленных народах Севера,
утвержденный обеими палатами парламента. Правда, от проекта до
выхода закона - путь нескорый, как, впрочем, и от принятия закона
до его реализации.
- Мы не сидим сложа руки, - рассказывает председатель
ассоциации сойотов Наталья Самаева. - Наши активисты побывали у
тофаларов в Иркутской области, в соседней Монголии познакомились
с жизнью близких нам цаатанов, заключили договор о сотрудничестве
с центром коренных народов Америки и Канады.
Сойоты пытаются возродить национальные нравы, традиции,
обычаи.
Заняться разведением оленей, ловлей рыбы, таежным промыслом -
тем, чем жили деды и прадеды. Республиканский комитет по
международным и региональным связям, национальным вопросам и
делам общественных организаций подготовил документ о правовом
статусе сойотов и вынес его на рассмотрение сессии Народного
Хурала. Таким образом, забытое племя имеет шанс легализоваться,
выйти из "подполья" на своей земле. Но это полдела, а дальше
что?..
Малым народам, даже "признанным" государством, сегодня не
позавидуешь. Тех же тофаларов, упомянутых Натальей Самаевой,
осталось даже меньше, чем сойотов. Живут они высоко в Саянских
горах, в трех маленьких поселках на границе леса и камня.
Поддержка государства в отношении их свелась к выборочному
контролю за более или менее своевременной выплатой пенсий (благо
денег надо мало.) А не будет этого - попросту вымрут. Потому что
крепко привязались к "цивилизации": "слабость" тофов к спиртному
общеизвестна, за пару бутылок уступят перекупщику "золотую"
шкурку соболя...
Населяющие Сибирь малые народности брошены на произвол судьбы.
"Большая политика", крайне недальновидная, их интересы не
учитывает. И началась это не сейчас. Вот занимали эвенки Вершину
Ханды на севере Иркутской области. Сначала их общину окружили
леспромхозы, прозванные местными "воруй-лес". Позже БАМ
растревожил лесное зверье будьдозерами, разрезав охотничьи угодья
дорогами и просеками... И что теперь с эвенками? Госкомстатом
зафиксированы, водка к ним доходит - и ладно. Никаких проблем.




05-05-1999, Труд