TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

О дне завтрашнем - думать сегодня

БАЛТИЙСКОМУ ТРУБОПРОВОДУНУЖНЫ СЕРЬЕЗНЫЕ ИНВЕСТОРЫ.
ВЛАДИМИР ТИХОНОВ, ПРЕДСЕДАТЕЛЬ КОМИТЕТА ГОСДУМЫ по
экономической политике.
Кто проинвестирует проект строительства Балтийской
трубопроводной системы (БТС)? Этот вопрос стал в последнее время
объектом пристального внимания средств массовой информации.
Президент АК "Транснефть" Дмитрий Савельев, выступивший, по
сути, инициатором этого проекта, заявил: первая очередь БТС будет
построена без привлечения значительных кредитных ресурсов
(напомним, что стоимость строительства первой очереди
трубопровода Кириши - Приморск, которую предполагается пустить в
2000 году, составляет около 280 млн. долларов). Под строительство
терминалов на Балтийском побережье (объем строительства - около
220 млн. долларов) предполагается привлечь сторонних инвесторов.
Расчеты эффективности проекта БТС, выполненные известной
компанией "Галф Интерстейт Инжиниринг" (США), показывают:
экономия средств при транспортировке нефти по Балтийскому
нефтепроводу из Западной Сибири составит по сравнению с
перекачкой через Вентспилс (Латвия) 5,27 доллара за каждую тонну.
Учитывая, что через Вентспилс сейчас проходит 14 млн. тонн сырой
нефти и около 12 млн. тонн нефтепродуктов в год, государство
сэкономит в год почти 150 млн. долларов. Дополнительные налоговые
поступления в казну составят 263,49 млн. долларов в год.
На состоявшемся на днях заседании комиссии по оперативным
вопросам первый вице-премьер Юрий Маслюков сообщил, что принято
решение о создании специального счета для аккумулирования денег
на строительство БТС. Целевые поступления будут формироваться в
результате перечисления на счет нового тарифного сбора для
нефтеэкспортеров. Он составит 1,5 доллара за тонну экспортируемой
нефти. Согласно расчетам, общая чистая прибыль нефтедобывающих
компаний, транспортирующих через БТС дополнительно 12 млн. тонн
нефти в год, составит 326,41 млн. долларов.
Таким образом, средства, внесенные в виде инвестиционного
тарифа, возвращаются к нефтяникам приблизительно через 1,5 года.
Но это лишь экономическая сторона вопроса. В такой отрасли,
как нефтяная, не обойтись без политических последствий любого
сделанного (или несделанного) шага. Сегодня, перечисляя деньги
упоминавшейся Латвии, другим государствам за перекачку нефти,
следует учитывать, что свое будущее многие из этих стран
связывают с НАТО. Добрые отношения же России с альянсом
оказались, мягко говоря, под вопросом. Балканский кризис не
завершится завтра и, возможно, не ограничится только Югославией.
Идет достаточно серьезная проверка российской внешней политики на
прочность. В конце концов на российские деньги за транзит
российской же нефти может быть закуплено вооружение, которое - не
дай Бог! - на Россию же и направят.
Не хочется писать апокалиптических картин, но в нынешней
жесткой политической обстановке Россия должна, во-первых, иметь
максимальное количество собственных каналов - в том числе
торговых - взаимодействия со всем миром, а во-вторых, занять
исторически принадлежащее ей главенствующее место на маршруте
Азия - Европа. Именно такие "сквозные" инфраструктуры, как БТС (а
в перспективе предполагается транзит не только российской, но и
казахстанской нефти), помогают решать эти задачи. Однако и в
России есть силы, отстаивающие "свой интерес" в странах, через
которые в настоящее время идет транзит нефти. Претензии, которые
предъявляются ими "Транснефти", можно разделить на две
взаимоисключающие группы. С одной стороны, "Транснефть" обвиняют
в том, что проект БТС недостаточно просчитан, но его
финансирование форсируется для использования аккумулированных
средств в предстоящей предвыборной кампании. С другой стороны, в
средства массовой информации подбрасываются идеи о том, что
нефтяные компании были бы совсем не прочь поучаствовать в доле
владения будущей Балтийской трубопроводной системой.
Попробуем разобраться с первым пунктом. Можно было бы привести
большое количество подробных расчетов, которые и легли в основу
проекта БТС. Однако, чтобы не утомлять читателя, позволим себе
всего лишь перечислить некоторые фирмы, которых эти расчеты
убедили подписать соглашение по БТС еще в 1996 году. Это ОАО НК
"КомиТЭК", ОАО НК "Роснефть", "Тоталь" (Франция), "Нестэ"
(Финляндия), "Бритиш Гэс" (Великобритания), "Вильямс" (США) и
другие. В 1998 - 1999 гг эти же расчеты убедили поставить свою
подпись под соглашением о сотрудничестве с "Транснефтью" глав
администраций Ленинградской, Орловской, Самарской областей.
Надо полагать, критики понимают, что это их обвинение не
слишком убедительно. И тогда запускается утка о том, что якобы из
средств для БТС будет финансироваться предвыборная кампания
движения "Правое дело". Самое любопытное, что авторы этой утки,
видимо, считают коммуниста Юрия Маслюкова скрытым сторонником
"Правого дела" - как уже сказано выше, именно он озвучил в
правительстве идею создания спецсчета БТС. Можно добавить еще,
что несколько ранее в СМИ прозвучали "сообщения", будто
"Транснефть" отдадут "на кормление" Владимиру Жириновскому - в
обмен на соответствующие голосования фракции ЛДПР по ключевым
вопросам. А соглашение о сотрудничестве между "Транснефтью" и
главой администрации Орловской области Егором Строевым пытались
преподнести как прикрытие для политического лоббирования
нынешнего председателя верхней палаты парламента.
Красивая получается картина, не правда ли? Как уживаются в
одной "Транснефти" столь разные политические симпатии? Ответ,
думается, прост. Он заключается в надпартийной, несиюминутной
позиции руководства "Транснефти", позволившей - в кои-то веки -
поставить во главу угла государственное дело, а не политические
амбиции кого бы то ни было.
Теперь об участии нефтяных компаний в акционировании БТС.
Набор акционеров такого предприятия - вопрос непростой. Поскольку
в реализации проекта примут участие сторонние инвесторы, они,
надо думать, окажутся и среди акционеров. Однако БТС нуждается в
серьезных инвесторах, способных выделить средства, достаточные
для владения значительными пакетами акций. В противном случае
распыление акций БТС по мелким акционерам приведет к затруднению
управления компанией.
Контрольный пакет акций БТС должен остаться у "Транснефти", то
есть у государства. Дальнейшее расширение круга инвесторов
чревато "вымыванием" государственной доли акций, а по сути -
растаскиванием создаваемой государственной отраслеобразующей
инфраструктуры по частным квартирам. Это может стать тяжелейшим
ударом для "Транснефти" как естественной монополии, являющейся
одной из опор российской экономики.
Любопытно и то, что требования пустить российских нефтяников в
долю БТС раздались только на нынешнем этапе развития проекта.
Поначалу же, когда проект БТС только начинался, некоторые
российские нефтяные компании более всего были озабочены, как бы
поучаствовать в акционировании самой "Транснефти". Тогда
правительство не позволило разрушить госкомпанию.
Теперь история повторяется?




05-05-1999, Труд