TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Британия: веселые выборы

Британцы считают, что нынешние парламентские выборы - "самые
веселые" в послевоенной истории: никогда раньше предвыборные
кампании не изобиловали таким количеством карикатур, уморительных
плакатов и сатирических пародий. Но более всего популярен трюк
компьютерной графики с подставкой одного лица в овал другого.
Лейбористские умельцы соединили таким способом лица лидера
консерваторов Уильяма Хейга и его знаменитой предшественницы
Маргарет Тэтчер. Мол, не слушайте его обещаний, Хейг - это всего
лишь Тэтчер в штанах. Журнал "Экономист" немедленно ответил
красочной обложкой, на которой вместо Хейга к волосам Тэтчер
"приклеено" лицо премьер-министра Тони Блэра. Дескать, хоть Блэр
и лейборист, а продолжает дело "железной леди". А дальше
пошло-поехало.
А все потому, что настоящей предвыборной борьбы в стране,
кажется, так и не получилось. Обозреватели сходятся во мнении,
что нынешние выборы - самые предсказуемые. Никто не сомневается,
что лейбористы останутся у власти на второй срок. Опросы
общественного мнения показывают, что они опережают консерваторов
почти на 20 процентов. Если не произойдет чуда или до 7 июня
лейбористы не попадут в какой-нибудь страшный скандал, то Блэр
наверняка сохранит свою прописку на Даунинг-стрит, 10. Даже
несмотря на то, что за 4 года правления лейбористы, как видят
сами британцы, не добились никаких особых успехов в социальной
сфере. Очереди в больницы стали длиннее, а качество лечения
вызывает все больше сомнений. В государственных школах учат
кое-как. К грязи в лондонской подземке добавились хронические
опоздания поездов. Наконец, ходить по улицам городов, особенно по
вечерам, стало опаснее, чем когда- либо раньше.
Оппозиция обещает исправить положение, но ей почти никто не
верит. То ли не доверяют ее лидеру, то ли боятся "жесткой руки"
консерваторов, которые правили страной целых 18 лет, пока не
оказались разбитыми лейбористами в 1997 году.
Пожалуй, единственным крупным политическим вопросом
предвыборной борьбы является отношение Великобритании к новой
европейской валюте. Лейбористы готовы обменять фунт стерлингов на
евро, если, как они говорят, экономические условия будут
подходящими. Консерваторы полагают, что, отдав фунт, Британия
потеряет свою независимость и будет управляться из Брюсселя.
Поэтому они категорически против. Дело это, однако, исключительно
путаное, и даже серьезные экономисты не могут дать однозначной
рекомендации. Население и подавно не разбирается в тонкостях
валютного регулирования. Поэтому вопрос перешел в теоретическую
плоскость и перестал волновать широкие массы.
Интерес населения к политической жизни заметно падает, и явка
на этих выборах может оказаться самой низкой за многие годы. В
этой ситуации пышным цветом расцвел в Британии пиар, или, как
здесь его называют, спин - "раскрутка" кандидатов. Наблюдатели
указывают на то, что британская политическая жизнь довольно
скучна и политпиар придает ей драматизма, необходимого для
поддержания интереса у публики. Карикатуры и скетчи, развешанные
на всех перекрестках, как раз и являются составными нового
британского "спина". Хотя, конечно, ему далеко до американских
или российских избирательных технологий.
Но стоит вся эта "смешная" пропаганда немалых денег Для
каждой из партий на ведение предвыборной кампании установлен
потолок расходов в 16 миллионов фунтов (около 25 млн. долл.).
Около половины этих денег, по всей видимости, ушло на
политическую рекламу, основными носителями которой являются
уличные рекламные щиты. Остальное расходуется на оплату эфирного
времени, издание предвыборной литературы, поездки кандидатов по
стране, организацию встреч с избирателями и т.п.
Возможно, "спин" и помогает партиям в ходе кампании, но личное
участие лидеров в предвыборной борьбе остается исключительно
важным фактором. Впрочем, как выясняется, и тут не все в порядке.
Тони Блэр, который был на прошлых выборах эдаким "звездным
мальчиком" и завоевал сердца многих избирателей (особенно их
женской половины), теперь производит весьма заурядное
впечатление. А некоторых даже раздражает. "Блэр суетится, -
считает известная писательница Джоанна Троллоп. - Мне он
напоминает сидящего за первой партой отличника, который все время
тянет руку и до противного всегда все знает. Это очень
раздражает". Романистка пришла к выводу, что больше всего
кандидатам не хватает человеческого тепла и общения.
С точки зрения писателя - это, конечно, большой минус, но
политики и их пиаровцы озабочены не человеческой теплотой, а
количеством поданных голосов. А поэтому накануне выборов, говорят
они, хороши любые способы привлечения внимания избирателей. В том
числе - карикатура.
Зураб НАЛБАНДЯН, соб. корр. "Труда".




05-06-2001, Труд