Мужики, водка кончается! каждый день простоя ликеро-водочного производства приносит государству убытки почти в 136 миллионов рублей
Такого в России еще не бывало: в один день остановилось
подавляющее большинство предприятий, изготавливавших
винно-водочные изделия, - всего около 700.
Среди них лидер отечественного производства столичный
"Кристалл", производивший 3123 миллиона гекалитров в год. На
грани банкротства многие компании, торгующие алкогольными
напитками оптом. В магазинах начали расти цены на спиртное.
Дело в том, что с 1 июня правительство ввело новый способ
уплаты акциза на спиртосодержащие продукты. Согласно ему завод
платит 50 процентов акциза и наклеивает федеральную акцизную
марку, а остальные 50 процентов платит компания-оптовик в том
регионе, где алкоголь поступит в розничную продажу. До этого всю
налоговую сумму оплачивали только компании-производители. Оптовик
теперь должен иметь специальный акцизный склад, через который и
будет проходить вся веселящая народ продукция. Последнее,
впрочем, необходимо делать и предприятиям-производителям,
намеренным напрямую торговать крепкими напитками. По словам
председателя Национальной алкогольной ассоциации Павла Шапкина,
отечественные предприятия оказались к этому абсолютно не готовы.
- Практически ни в одном регионе не организована работа
акцизных складов, в большинстве до сих пор нет новых региональных
спецмарок, - сказал он корреспонденту "Труда". - Соответственно
никто не может предлагать свою новую продукцию на рынок. А
запасов старой, лицензированной ранее , очень мало. По некоторым
оценкам, ее хватит лишь на текущую неделю.
- О введении с 1 июня нового механизма уплаты акцизов было
известно еще в январе. Что помешало предприятиям к этому
подготовиться?
- Они здесь, скорее, жертвы. Нет никаких разъяснений, какое
оборудование для нанесения штрих-кода необходимо закупать. Кроме
того, в соответствии с решением правительства все регионы России
обязаны были провести конкурсы по выбору изготовителя
региональной акцизной марки. Но вовремя это сделано не было. Даже
в Москве типография "Гознака" стала "победителем соревнования"
лишь 29 мая, и, естественно, к 1 июня марки напечатать не успели.
- Почему так затянули с проведением конкурсов?
- Первоначально предполагалось, что 50 процентов акцизных
сборов с производителей пойдет в государственный бюджет, а другие
50 процентов с оптовиков, - напрямую в региональный. Идея
хорошая. Она обеспечивает всем участникам рынка равные права,
способствуя здоровой конкуренции. 72 региона уже полностью
контролировали оборот и качество алкогольной продукции, выпускали
свои марки. Но в Бюджетном комитете Госдумы решили, что действие
последних отменяется, вводятся новые региональные спецмарки, а
вся сумма акцизов направляется в госбюджет. Это и повлекло все
трудности и противостояние Центра и субъектов РФ.
- Ситуация как-то разрешается?
- Регионы в принципе не против предложенной правительством
схемы. Тем более что 50 процентов акцизных сборов будут все же в
конце концов направляться в региональные бюджеты. Беда в том, что
на разрешение проблемы требуется время. А каждый день простоя
отрасли приносит государству убытки в 135,6 миллиона рублей.
Потери ликеро-водочных заводов никто не подсчитывал, но и они
огромны. Выигрывают от сложившейся ситуации только импортеры. Те
получают все необходимые марки уже на таможне.
Если проблемы не будут кардинально решены в самое ближайшее
время, то оптовики могут отказаться торговать отечественными
алкогольными напитками и перейти на импортные. Я также не
исключаю возможности подачи нашими заводами исков о возмещении
ущерба.
А ряд московских оптовиков уже поднял цены на 15 процентов.
Олег ЗОЛОТОВ.
05-06-2001, Труд