TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Не потерять бы головы при поиске главы правительство столицы передало в городскую думу концепцию дальнейшего развития местного самоуправления

"Власть уходит из рук Лужкова!" - ликовали сторонники левых и
правых радикалов, когда в конце прошлого года Верховный суд РФ
нашел, что существующий в столице порядок утверждения глав
районных управ противоречит федеральному законодательству.
"Вместо того чтобы дать возможность самим москвичам выбирать
руководителей районов, мэр назначает их, узурпируя права
горожан", - до сих пор с жаром просвещают народ активисты
движения "Свободное поколение" и ассоциации "Юристы ХХI века".
При этом умалчивают о существенном нюансе. Дело в том, что с
момента принятия закона города Москвы "О районной управе" в 1998
году, мэр лишь предлагает кандидата, а уж кто им станет, решает,
причем весьма демократично - тайным голосованием, районное
собрание. Не раз бывало, что выбор районных советников падал
совсем на другого человека - и ничего, жили дальше, обходились
без "разбора полетов".
Московская исполнительная власть и сама давно поняла, что
время жесткой централизации управления, с помощью которой столице
удалось спасти от развала экономику, городское хозяйство, -
миновало. "Отдать на места все вопросы, которые там могут решить
лучше, быстрее и дешевле,- вот суть нынешней политики", -
рассказал на пресс-конференции вице-премьер Анатолий Петров,
познакомивший журналистов с недавно одобренной столичным
правительством концепцией дальнейшего развития местного
самоуправления. Именно развития, потому что, в отличие от многие
других городов, его основа уже заложена. Это те самые районные
управы. Превратить же их в полноценные органы самоуправления
планируется после очередных выборов районных собраний советников
в 2003 году.
Отсрочку на два года кое-кто воспринимает как очередную
проволочку. Случается, требуют: "Давайте немедленно изберем новых
руководителей районов". "А куда же девать 125 старых,
действующих? Ведь они избраны на два года, и любой суд будет на
стороне этих людей", - резонно отвечают власти. И в самом деле,
Федерального закона о местном самоуправлении, принятого в 2000
году, в противоречие с которым вступил Устав города, тогда еще не
было в помине - устав принят в 1996 году. Законопослушная столица
тут же взялась устранять появившиеся задним числом противоречия.
Правда, многих депутатов и членов правительства не оставляет
сомнение: а надо ли подлаживаться под документ, несовершенство
которого признал сам президент Путин? Он согласился с тем, что не
могут быть одинаковыми нормы для маленького поселка и для таких
многомиллионных мегаполисов, как Москва и Санкт-Петербург с их
гигантской концентрацией энергоснабжения, газового хозяйства,
транспорта и прочих систем жизнеобеспечения. Для них должен быть
специальный закон, ориентированный на целостность такого
масштабного городского хозяйства. Чтобы разработать его, москвичи
и петербуржцы и создали рабочую группу. Пока же по поводу решения
Верховного суда Москва направила свой протест в Конституционный
суд.
Но центр центром, а у столицы осталось еще немало вопросов без
ответов и на своем уровне. Например, к будущему году
запланировано принять городской закон о местном самоуправлении, а
в нем утвердить так называемый закрытый перечень предметов
ведения районов. Другими словами, надо не просто решить, что
можно передать в их компетенцию, а быть уверенными в том, за что
они в состоянии нести ответственность. Чтобы любой москвич точно
знал: по поводу благоустройства двора или, скажем, ремонта
подъезда обращаться только в управу, а не на Тверскую, 13. Пока
же права и ответственность, увы, частенько не совпадают. Снимет,
например, с работы мэр за грязь в жилом микрорайоне руководителя
района, а деньги за уборку территории город платит ДЭЗу. Любой
суд имеет право восстановить уволенного.
На выполнение отведенных функций району, естественно,
потребуются деньги. Управы и сегодня не сидят без гроша в
кармане. Каждая имеет так называемый фонд финансовых ресурсов, на
долю которого приходится примерно 2 процента от бюджета Москвы, у
каждой - смета доходов и расходов. С 2003 года появятся
полноценные бюджеты, размер которых, по предварительным
прикидкам, вырастет в 2-4 раза. За счет каких финансовых
источников они сформируются? И на этот счет пока идут споры.
Районы разные - в одном 5 тысяч населения, а в другом - 125
тысяч. Пока все получают из столичного бюджета по принципу "всем
сестрам по серьгам". А когда каждый начнет формировать свой
"кошелек", - как сделать, чтобы одни не стали нищими, а другие -
богачами?
Есть и другого плана важные вопросы. Например, о механизме
выборов главы управы. Чтобы не допустить войны между
председателем районного собрания и главой управы, которая может
возникнуть, если оба будут избраны населением, столичное
правительство отдает предпочтение выборам через депутатов. Спор
идет даже вокруг названия органа местного самоуправления: управа
или муниципалитет? А как назвать его представителей - советники
или депутаты? Московское правительство отдало решение этих
вопросов на усмотрение городской Думе. А вот выборы всех 125
органов местного самоуправления исполнительная власть считает
лучше проводить одновременно - иначе жизнь в городе превратится в
сплошные выборы, как это случилось в стране. Сегодня выбирает
Тула, завтра - Приморье, послезавтра - Алтай, и так до
бесконечности. Этим же объясняется и предложение установить всем
одинаковые сроки полномочий, а 2 или 4 года - пусть решают
парламентарии.
"Мы не можем допустить того, чтобы органы местного
самоуправления вновь скомпрометировали себя, превратившись в
многолюдные хуралы людей, не способные решить ни одного
практического вопроса, как это уже было в начале 90-х", -
подчеркнул Анатолий Петров. Вот почему, чтобы не наломать дров,
столичное правительство предпочитает не торопиться и помочь
выстроить местное самоуправление на базе уже созданных органов.
Любовь ПЯТИЛЕТОВА.




05-06-2001, Труд