TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

До чего состарились стальные кони автомобильный хлам в роли священной частной собственности

Оказывается, Москва кое в чем очень похожа на Швейцарию. На
улицах нашей столицы (по оценке властей) сегодня ржавеют 250
тысяч "неликвидных" легковых автомобилей. Тех, которые уже
"отъездились". Навсегда. Вы их наверняка видели: разобранные,
разломанные, без номеров, без стекол (или совсем без дверей) -
любимое место игр дворовой ребятни.
В Швейцарии таких тоже 250 тысяч. Конечно, поновее наших, но
тоже "неликвид". Однако не ржавеют. Их там утилизируют. Все 250
тысяч. Ежегодно.
В Москве за год даже на свалку вывозится лишь 25 тысяч единиц
автоутиля. За тот же срок опять прибавляется 25 тысяч других,
напрочь отходивших свой срок "москвичей", "запорожцев", "жигулей"
и вконец проржавевших, нещадно битых иномарок. В результате цифра
в четверть миллиона старых авто у нас в столице и в Швейцарии -
величины постоянные.
У нас машины ржавеют и отравляют окружающую среду. У них авто
перерабатываются в новые вещи. Из почти миллиона тонн
выплавляемой в год стали (в Швейцарии - только "передельная"
металлургия, вывоз металлолома за границу законодательно
запрещен) почти пятая часть получена из бывшего автохлама.
И знаменитые швейцарские пейзажи не страдают.
Москве пока - не до пейзажей. Четвертый год городские власти
ломают головы над проблемой: как очистить улицы и дворы от
чьего-то "движимого (в прошлом) имущества"? Как всегда, у города
не хватает денег, транспорта. Но самое главное - нет прав!
На прошлой неделе мэр Юрий Лужков подписал распоряжение "О
совершенствовании работы с брошенным и разукомплектованным
автотранспортом" и немедленно попал под огонь критики: якобы
покусился на "святое" - частную собственность граждан.
Согласно распоряжению мэра, теперь при префектурах создадут
комиссии, чтобы ездили по улицам-дворам, находили "автомобильный
неликвид" и определяли, имеет ли право эта железяка загромождать
городскую территорию. Или пора везти ее, болезную, на площадку
временного хранения с дальнейшим видом на городскую свалку. В
комиссии должны быть автоинспектор (он определит, имеет ли машина
номера, а также перспективу на реанимацию), представитель
районной управы, административно-технической инспекции, а также
ДЭЗа.
Теоретически они обязаны, обнаружив "кандидата на утилизацию",
отыскать владельца этого автохлама и испросить у него разрешение
на вывоз бывшего "боевого коня". Если владелец неизвестен,
автомобиль (или то, что от него осталось) эвакуируется на
специальную "площадку временного хранения" сроком на один год
(!), в течение которого хозяин имеет право забрать свое имущество
(если найдет). Забирать, однако, придется лишь после уплаты
"выкупа": по 0,3 минимального размера оплаты труда (МРОТ) за
каждые сутки хранения и еще почти 20 МРОТ "за услуги эвакуатора"
- то есть за то, что машину без спроса увезли неведомо куда.
В мэрии, однако, считают, что конфликтов не будет: мол,
комиссии станут "приговаривать" к эвакуации лишь "явный хлам,
который никому не нужен". Их бы устами - мед пить, но вот беда: в
прошлом, 2000 году семь москвичей, облагодетельствованных таким
образом, подали на власть в суд, требуя вернуть их собственность
и выплатить компенсацию за моральный ущерб (и выиграли все семь
дел!). Значит, не такой уж хлам забирали с московских дворов и
улиц. Где гарантия, что нынешние комиссии будут тактичнее
прошлогодних?
Но есть и другая сторона проблемы: город действительно нужно
освобождать от автоутиля. Как?
Мировая практика - не в нашу пользу: практически во всех
цивилизованных странах владелец автомобиля, ставшего
"недвижимостью", обязан сам (или за свой счет) доставить его на
автосвалку (а кое-где - даже заплатить за утилизацию). Иначе -
крупный штраф. В нашей Мосгордуме тоже рассматривался
законопроект, по которому каждый автовладелец облагался бы
100-долларовым "налогом на утилизацию". Но был отвергнут как
противоречащий федеральному законодательству, а также из-за его
бесчеловечности (нынешние владельцы "автоутиля" - это, как
правило, пенсионеры, которым и на еду-то не всегда хватает).
Теперь мэрия пытается взять эту заботу на себя. Может быть, не
ругать ее надо, а помочь? И тогда Москва покажет остальной
России, как нужно решать проблему избавления от автохлама.
В Южно-Сахалинске, например, власти недавно обратились к
жителям с настоятельной просьбой: не топить в реках автомобили,
отслужившие свой срок. Там эта проблема приобрела
катастрофический характер: в последние года на остров завезли
уйму японского автомобильного старья, которое теперь некому и
некуда выбрасывать. Сахалинская столица уже окружена кольцом
"диких" автосвалок, а иные островитяне начали просто топить в
городских реках свои "ниссаны" и "тойоты"...
Александр ПРОЦЕНКО, экономический обозреватель "Труда".




05-06-2001, Труд