Без шума и пыли, быстро и дешево довезут вас к морю российские железные дороги
"Лето жгучее, лето пьяное. Что ж ты сделало, окаянное?" -
надрывалась в динамиках Вика Цыганова. И пела-то она, конечно,
про любовь. Однако в свете предстоящего отпуска мне показалось,
что пела она и про мои проблемы: как свозить ребенка к морю и при
этом умудриться не набрать долгов, не устать еще больше - от
"отдыха".
Вариант с самолетом отпал сразу - слишком дорого, да и ребенок
плохо переносит перелеты. И тут - очень кстати! - подруга
рассказала мне, что в этом году Министерство путей сообщения
пустит несколько дополнительных поездов по самым популярным
курортным маршрутам. При этом поезда будут скоростными, а комфорт
в них - повышенным. По ее словам, именно об этом рассказывал
недавно в телевизионном интервью один из боссов МПС.
Свежо предание - да верится с трудом. Но в кассе Казанского
вокзала мне подтвердили, что с 10 июня вводится летнее
расписание, в котором действительно появятся новые поезда.
Правда, не успела я порадоваться, как кассир огорошила меня и
неприятной новостью: оказывается, цены на билеты со 2 июня
повышаются на 30 процентов.
Первая реакция моя была естественной: я расстроилась. Лишних
денег в нашей семье сроду не водилось, на отпуск они копились
специально, а потому, как вы понимаете, дополнительные расходы на
билеты в наши планы не входили. Но мой муж-экономист объяснил
мне, что этого в общем-то следовало ожидать. По его словам, даже
странно, что цены на билеты были повышены только сейчас: он
считает, что это должно было произойти гораздо раньше.
"Ну сама посуди, - объяснял он мне, - если дорожает мука, то
дорожает и хлеб. Соответственно, если дорожают электричество и
рельсы, то дорожают и поезда. А теперь вспомни, сколько раз за
прошедшую зиму возрастали тарифы на электричество и насколько
подорожал хлеб. Вот тебе и вся экономика".
Тема показалась мне интересной. Действительно, из чего
складывается цена на билет?
В пресс-службе МПС, куда я обратилась за комментариями, явно
обрадовались моему звонку: "Нас голословно обвиняют в якобы
необоснованном повышении цен на билеты, хорошо хоть кто-то
пытается разобраться! Вы поймите: нам необходимо закупать вагоны,
локомотивы, рельсы, шпалы, щебенку для насыпи, средства связи,
оплачивать электроэнергию. Инфляция - даже самая незначительная -
на деле оборачивается заметным удорожанием всего и вся,
следовательно, и самих перевозок. Кроме того, нужно индексировать
зарплату проводникам и машинистам, обходчикам и диспетчерам...".
Мой собеседник сослался на утверждение руководителя
Департамента пассажирских сообщений МПС Валерия Шатаева, который
в интервью программе "Доброе утро" заявил, что даже после
повышения стоимости билетов пассажиры будут оплачивать лишь около
50 процентов реальных затрат железнодорожников на поездку. А
значит, поезда дальнего следования (впрочем, как и электрички)
по-прежнему остаются для МПС убыточными. Как утверждают в МПС,
эта ситуация характерна для большинства стран мира.
Впрочем, были в МПС и хорошие новости для нас, пассажиров: все
существующие льготы сохраняются, а ими в нашей стране пользуется
каждый третий взрослый человек. Естественно, и все правила,
касающиеся перевозки детей, остаются в силе.
В общем, зря я так сильно расстраивалась: трехлетний сын
поедет со мной бесплатно, а мой билет, как выяснилось, обойдется
всего в 400 рублей. А там - море, солнце, пальмы: Райская жизнь.
Наталья АНДРЕЕВА.
05-06-2001, Труд