TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Николай скатов: загадка пушкина сегодня россия отмечает день рождения великого поэта

Свое 70-летие Николай Скатов отмечать не предполагал.
Разве что в узком семейном кругу. Но коллеги, а также
общественность северной столицы, российские филологи-пушкинисты
из других городов сочли юбилей известного ученого значимым для
всей отечественной литературы. Тем более что совпал он и с другой
важной датой - скоро 15 лет как Николай Николаевич руководит
Пушкинским домом.
- Самыми трудными были, пожалуй, первые 7-8 лет работы,
совпавшие с перестройкой и последовавшим за ней затяжным кризисом
в стране, - говорит Николай Николаевич. - Однако трудности,
прежде всего финансовые, удалось преодолеть. Я горжусь, что смог
привлечь внимание к нашим проблемам таких разных, даже полярных
по своим политическим воззрениям людей, как, например, Анатолий
Чубайс и Геннадий Зюганов. Они не однажды за прошедшие годы
бывали у нас в институте, помогали ему. Это ли не свидетельство
того, что отечественная литература, как и прежде, способна
объединять, что она в России по-прежнему немножко больше, чем
просто литература.
- К юбилею вышел в свет четырехтомник ваших трудов. Первые три
его книги посвящены соответственно Пушкину, Кольцову, Некрасову,
четвертая - очерки последних лет. А кто из трех перечисленных
поэтов вам ближе?
- Обычно о ком пишешь в данный конкретный момент, тот и всех
ближе. А вообще, еще Достоевский заметил, что в русской
литературе две загадочные личности, два самых больших поэта -
Пушкин и Некрасов. От себя добавлю: оба до сих пор остаются до
конца не разгаданными.
- Но о Пушкине за прошедшие полтора века столько написано:
- Я думаю, мы никогда до конца не постигнем его! Чем интересен
и важен Пушкин? Своей человечностью - многогранной, бездонной. И
поэтому люди, пока они есть на Земле, постоянно будут обращаться
к нему.
- В то же время Федор Михайлович Достоевский давно признан во
всех странах мира, его произведения переведены на большинство
языков, а Пушкина на Западе считают обычно не более чем русским
поэтом.
- Здесь вот что получилось. На Западе всегда неплохо знали
русскую литературу. Причем осваивать ее начинали в "обратном"
порядке - со Льва Толстого, Чехова, Достоевского, Тургенева. А с
самим Пушкиным - провал. Если бы, к слову, Достоевскому сказали,
что он выше, талантливей или глубже Пушкина, то он, извините, в
глаза бы плюнул собеседнику. Потому, что считал Александра
Сергеевича всемирным явлением, земным пророком: Слава Богу, в
последние годы наметилось пусть и медленное, но верное
поступательное движение к Пушкину. Повсеместно открываются
посвященные ему общества и клубы...
- Наши бывшие соотечественники, эмигрировавшие из России,
создают их, чтобы не потерять язык, самим не потеряться на
чужбине?
- Да, они, конечно, тоже участвуют в этом процессе. Однако я
говорю не об эмигрантских обществах, а о тех, что созданы
японцами - в Японии, немцами - в Германии, жителями Северной
Америки - в Канаде.
- Николай Николаевич, а для вас Пушкин, - помните, с чего и
когда начался?
- Со школьного урока, на котором я впервые услышал: "Ветер,
ветер, ты могуч, ты гоняешь стаи туч". И - "У лукоморья дуб
зеленый, златая цепь на дубе том". Восхитительные строки,
правда? Такие простые, кажется, и так волнующе "для сердца
русского" звучат. У Пушкина каждая фраза значима.
- Между тем в сегодняшней России немного найдется людей,
особенно среди молодежи, которые знают наизусть хотя бы пару
стихотворений поэта.
- Совсем не обязательно, чтобы все помнили его произведения
наизусть. Как большинство религиозных людей никакой молитвы,
кроме "Отче наш", не знают, что не мешает им оставаться глубоко
верующими, так и с Пушкиным: главное, что он был и есть, вошел
когда-то в нашу жизнь и остался в ней навсегда. Вообще, русская
классическая литература первой половины XIX века задала основные
импульсы национального сознания, типы национальных героев, речь.
Мы сегодня, в третьем тысячелетии, говорим главным образом
пушкинским языком, а также языком Грибоедова и Гоголя. Да, его
упрощали и "укрощали", но он выдержал все реформы. В последние
годы, правда, с ним происходят не очень веселые дела.
- Вы имеете в виду большое количество иностранных слов?
- Некоторые мои коллеги предлагают ввести запрет на
использование "иностранщины". Как во Франции, где действует
соответствующий закон. Я против. Не запрещать чужое надо, а
развивать свое.
- В то же время, уж коль зашла у нас с вами речь о
французском, наш русский гений Пушкин состоялся отчасти благодаря
и этому языку, который он знал в совершенстве, за что и прозвище
в лицее получил - Француз...
- Он вырос из двух начал: из нашей исконной, народной
литературы, которую познавал с младенчества благодаря своей няне
Арине Родионовне, дядьке Никите Козлову, крестьянам поместных
деревень, а также из литературы французской. Но по примеру
последних, запрещая иноземные слова, мы идти не можем. У Пушкина
есть такое выражение: "русский язык - общежительный", то есть
открытый всем стихиям. С одной стороны, это дает минусы -
упрощение, примитивизм речи. С другой - язык при этом постоянно
обогащается и развивается. Вот сейчас украинцы стараются отделить
себя от "всего русского". В этой славянской стране осталось ныне
только четыре кафедры русского языка - в Одессе, Симферополе,
Донецке и Киеве. Там явно не понимают или не хотят понимать, что
хуже от этого будет прежде всего для их языка. Русский и
украинский всегда были открыты, без их влияния друг на друга не
было бы ни Гоголя, ни Шевченко...
- К нам, сегодняшним, применимы слова Аполлона Григорьева:
"Пушкин - наше все"?
- Более чем когда-либо! Недавние исследования Института
психологии Российской академии наук свидетельствуют о том, что,
несмотря на "ломку" последних лет, удалось сохранить менталитет
нации, а с ним и моральные ценности. Для большинства людей в
стране жизненными приоритетами остаются "коллективное и
моральное", а не личные успехи и нажива. Я считаю, это не в
последнюю очередь благодаря русской литературе, которая по сути
своей антибуржуазна. Возьмите любое произведение Достоевского,
Толстого, Пушкина. Чем сильна в них наша страна? Своим народом.
Собравшись "всем миром", мы победили в войне 1812 года. Не все у
нас было хорошо, во все времена хватало маниловых, собакевичей,
хлестаковых... Но в целом люди остаются духовно богатыми. Более
того, я уже несколько лет наблюдаю, как население сравнительно
благополучных западноевропейских стран тянется к русской
литературе.
- В отличие от нас самих, предпочитающих отечественной
классике дешевенькие детективчики...
- Такая "литература" уже уходит, это было преходящее явление.
В России во все века главным являлось слово. Мы - нация слова.
Что видно даже по названиям: "Слово о законе и благодати"; "Слово
о Данииле Заточнике", "Слово о полку Игореве"... Наша страна в
некотором смысле воплощение библейского - "в начале было Слово".
И отсюда наша великая литература. Я сказал выше, что сейчас она
возвращается. Добавлю: вопреки чиновникам. Те до минимума
сократили время на знакомство с ней в школе. Знаете, сколько
часов предлагается ими отводить на литературу? Всего два часа в
неделю. И в основном учебном курсе не будет "Евгения Онегина"!
- Но почему?
- Есть такое выражение: кто девушку ужинает, тот ее и танцует.
Реформа общеобразовательной школы проводится в России на деньги
Всемирного банка, который, видимо, и решил, что "Онегин" нашим
детям не нужен, как и "Ревизор", также исключаемый из программы.
Литературу вообще собирались исключить из базисных предметов.
Чиновники, похоже, просто не понимают, что если мы лишим
подрастающее поколение истории и литературы, то на нас, на нашей
стране тогда действительно можно будет ставить крест. Педагоги,
ученые решительно с этим не согласны. Я и мои коллеги подписали
соответствующее обращение в правительство. Там вроде бы
прислушались, отложили окончательное принятие решения по
"Онегину" и литературе в целом...
- Вы много лет занимаетесь изучением творчества Пушкина.
Можете сказать, сколько в его стихах и поэмах "от природы", а
сколько - результат неустанного труда?
- Кто же может это сказать? Как тут подсчитывать?.. Что для
меня несомненно, так это то, что тружеником первый поэт России
был величайшим. В нашем институте хранятся его черновики. Какой
ни возьми - испещрен автором! Ту же поэму "Руслан и Людмила",
которая, кажется, написана "одним махом", он переделывал
бессчетное количество раз!
Пушкин замечателен еще и тем, что являет своими произведениями
образец некоего коллективного творчества. В 20-е годы минувшего
столетия была издана примечательная книжка: "Плагиаты Пушкина". У
кого он только не заимствовал! Вот знаменитая фраза: "Что в имени
тебе моем?" Знаете, откуда это? Был такой третьестепенный поэт
Филимонов, писал элегии. Пушкин увидел у него, использовал в
своем стихотворении, и всем она полюбилась, все ее запомнили как
пушкинскую. А "гений чистой красоты"? Это Василий Андреевич
Жуковский.
Он дважды употребил это словосочетание в прозе, дважды в
стихах. А запомнилось оно опять-таки - через Пушкина. Он вобрал и
пропустил через себя, всю русскую литературу. И при этом за
каждой его фразой во всех произведениях стоят самобытность,
новаторство и вдохновение.
- Не меньше, чем Пушкину, вы уделяете внимания и Николаю
Некрасову. Ваша книга о нем - это настоящее признание в любви.
Неужели большей, чем к Александру Сергеевичу?
- Пушкин и Некрасов - что общего между ними? Нет, лучше иначе
- в чем они противоположны? Некрасов выражал крайности русского
человека. Это был мужчина громаднейшей силы, он в одиночку ходил
на медведя! Великолепный стрелок, охотник и наездник, удачливый
игрок. Очень богатый, имевший бешеный успех у женщин. И вместе с
тем человек, который олицетворял во второй половине XIX века
центр русской литературы. Он ведь сумел объединить (чего до него
никому не удавалось!) всех прозаиков и поэтов из числа своих
современников. Собрал их, что называется, в один кулак -
Тургенева, Толстого, Фета, Добролюбова, Чернышевского, многих
других...
Пушкин во многом его антипод. Пушкин - гармония, золотая
середина. Бог нашей литературы. Соответственно к ним и отношусь.
Людмила Безрукова, соб. корр. "Труда".




05-06-2001, Труд