TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Вопрос ребром

ПОЧЕМУ ДОРОЖАЕТ БЕНЗИН? ПОТОМУ ЧТО ЕМУ "РАЗРЕШИЛИ".
Рост цен на бензин начался стремительно, лавинообразно. Только
что было 8.30 за литр 95-го - и вдруг почти 9. Потом 9 "с
хвостиком", 10 - и неизвестно, что будет завтра. Я называю цены в
Москве, но Госкомстат всего за неделю - с 20 по 26 мая - отметил
удорожание бензина сразу в 57 субъектах Российской Федерации: и
тех, что добывают нефть, и тех, что ее перерабатывают, и прочих.
Более всего, докладывают статистики, цены на автомобильный
бензин выросли в Абакане (на 13,2 процента) и Майкопе (на 12,4
процента) в основном в результате увеличения цен на бензин марки
А-76 (АИ-80 и т.п.). На Чукотке, говорят, цены вроде бы еще
прежние, но там и заправок-то почти нету!
Объяснений этому факту - множество, и все - "объективные".
Президент Российского топливного союза (РТС) Сергей Борисов
утверждает, что причина роста цен - "увеличение нефтяного
экспорта, рост которого начался уже во втором квартале", а также
"повышение сезонного спроса на бензин".
- Экспорт нефти на 25-30 процентов привлекательнее для
нефтяных компаний, чем наполнение внутреннего рынка, -
сокрушается г-н Борисов.
Я бы ему поверил, но вот беда: по данным Госкомстата, в ту
самую неделю всеобщего подорожания бензина - с 20 по 26 мая 2002
года - производство его выросло на 1,7 процента. То есть о
каком-то неожиданном дефиците говорить не приходится. И, кстати,
экспорт российской нефти за весь май увеличился лишь на 1,1
процента. Добавлю, что, по данным Минэнерго, добыча нефти в
России в мае 2002 года выросла аж на 8,4 процента по сравнению с
аналогичным периодом 2001 года (и составила 31,455 млн. тонн). С
начала года добыча тоже увеличилась - на 8,6 процента (до 151,206
млн тонн).
Как видите, дело не в нехватке нефти и не в "отсосе"
российских светлых нефтепродуктов на внешний рынок. А поскольку
даже государство в последнее время не повышало акцизов на бензин
(в недавнем прошлом именно это провоцировало очередной "виток"
роста цен), остается одна причина - элементарное стремление
топливных компаний побольше заработать.
В принципе сегодня несложно даже предсказать, до какой именно
отметки дойдет нынешнее "сезонное" подорожание. Тот же президент
РТС Борисов уже заявил, что рост цен на моторное топливо
экономически обоснован, поскольку является "следствием
инфляционных процессов". По его словам, порогом покупательной
способности потребителей является цена за литр бензина на уровне
10 рублей.
Вот и все: цифра указана - хозяева АЗС "намотали на ус". Так
что ждите в ближайшее время цены в "червонец" за литр 92-го, а
95-й - соответственно - придется покупать по 11,5-12 рублей за
литр.
Чуть раньше промелькнуло заявление высокопоставленных
чиновников ВТО о том, что, мол, Россия, вступая в эту уважаемую
организацию, должна привести свои внутренние цены на
энергоносители в соответствие с мировыми. Похоже, именно тогда
наши "короли бензоколонок" поняли: пора! А Сергей Борисов лишь
наметил "верхнюю планку" нынешнего повышения.
Однако не подумайте, что слово г-на Борисова имеет силу закона
по всей Руси великой. Дело не в личности президента РТС, а в
особенностях российского ценообразования - в тех случаях, когда
внутри нашей страны действуют наши "внутренние" цены. Бензин,
солярка - из их числа. Каких-то обоснованных "порогов" здесь не
существует, и торговцы ориентируются скорее на какое-то "шестое
чувство": сегодня поднимать цены еще нельзя - послезавтра будет
поздно.
Правда, действуют они столь слаженно, что в любой другой -
более цивилизованной - стране власть уже начала бы расследование:
нет ли тут ценового сговора? Тем более что выстроенная в России
система "вертикально интегрированных компаний", почти монопольно
владеющих региональными рынками нефтепродуктов в республиках,
краях и областях, очень удобна для реализации таких схем.
Александр ПРОЦЕНКО, экономический обозреватель "Труда".




05-06-2002, Труд