TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

ЧЕМ ВАС ОБРАДОВАЛ И ЧЕМ ОГОРЧИЛ ТЕЛЕЭКРАН НА МИНУВШЕЙ НЕДЕЛЕ? Валерий ПОВОЛЯЕВ, писатель: - Одна из передач, показанная на ТВ, вызвала у меня некоторую оторопь - Слабое звено ОРТ

Это тот самый телевизионный
огород, на котором выращивают не сорняки и даже не
унтерпришибеевых, хотя дамочка ведет передачу унтерским тоном, -
выращивают тех самых людей, для которых, что человек, что муха -
все едино: козявки. Хрясь по козявке - и нет ее!
Участники игры собираются лишь затем, чтобы выбрать из своих
рядов слабого (точнее, того, кто им мешает) - и - затоптать. Так
и топчут одного за другим до тех пор, пока не остается один -
самый сильный...
На флоте есть такое понятие - крысак. Крысак - вполне реальное
существо. Никто не может объяснить, почему крысы испокон веку
стремятся попасть на корабль. Иногда их на одном судне набиваются
полчища. Вывести крыс невозможно. Но моряки нашли способ борьбы,
и очень жестокий. Вроде того, что на телевидении. Сажают в бочку
полтора десятка крыс, не давая им пищи.
В результате крысы начинают поедать друг друга. В конце концов
остается одна, самая сильная - крысак. Огромная, с красными
глазами. Крысака пускают погулять по кораблю, и он выедает всех
крыс. Причем чем-то другим питаться он уже не может. Так вот,
меня до сих пор не отпускает ощущение, что такие экземпляры
стремится выводить и передача "Слабое звено". Беда слабых здесь
не в том, что они проиграли, а в том, что они попали в эту
передачу.
Леонид МАРЯГИН, кинорежиссер, народный артист России:
- Оговорюсь сразу - выпуск программы "Л. Троцкий. Обречен на
убийство" из цикла "Лубянка" - по первому каналу я начал смотреть
с предвзятостью. И вот почему: в 1992 году мы вместе с
драматургом Эдуардом Володарским работали над художественным
фильмом "Троцкий". Но ни к каким отечественным архивам нас не
подпускали. Архивы "приватизировал" историк, близкий к прошлым
властным структурам. Мы пользовались зарубежными публикациями.
При нынешнем просмотре выяснилось, что ничего нового по этой теме
на базе архивов Лубянки не обнаружено (кроме разве что лубянской
клички Троцкого - Утка).
Факты - те же. Но факты - фактами, главное - их осмысление.
Личность Троцкого в передаче весьма незначительна, и масштабная
охота за такой личностью выглядит абсурдной. Убийцы в подаче С.
Медведева гораздо более объемны, нежели жертва. А инсценировки
разговоров Сталина, Берии, разведчика Судоплатова выполнены в
лучших традициях самодеятельности, что особенно видно на фоне
тщательно, со знанием дела подобранной хроники и фотографий. Но
будем искать и в этой передаче жемчужное зерно - благо хотя бы
то, что нам предъявили канву затейливого узора нашей истории.
Юрий КУБЛАНОВСКИЙ, поэт, публицист:
- Высокоталантливая программа Леонида Парфенова "Намедни"
(НТВ) захватывающе сопрягает политические сюжеты с культурными.
На этот раз Парфенов вспомнил то, что, кажется, у нас больше
никто не вспомнил: стопятидесятилетие со дня рождения испанца
Антонио Гауди, блистательного архитектора прошлого века. Его
причудливыми созданиями украшена Барселона - красивейший
европейский город. Рассказало "Намедни" и о новой экранизации
"Доктора Живаго". С нетерпением будем ждать этот фильм, надеясь,
что он не окажется такой же клюквой, как экранизация предыдущая,
хотя и та была с совершенно очаровательной музыкой Нино Рота.
Пятничный телеразговор А.И. Солженицына на РТР глубок и четок.
И как хорошо определил писатель современную пропиаренную
литературу: "лотошная". Вернее не скажешь. Солженицын, как и все
мы, надеялся на достойное обустройство посттоталитарной России.
Но вот солженицынский решительный приговор: М.
Горбачев, Б. Ельцин, А. Чубайс делали ровным счетом
противоположное тому, что надобно было делать. Отсюда и
ностальгия по советским временам у огромной части нашего
населения. Спасибо РТР, что организовало такой глубокий и
своевременный телеразговор.
Сергей ЕСИН, писатель, ректор Литературного института:
- Телезритель - существо дотошное. Он анализирует: кто делал
передачу, о ком передача, можно ли что-нибудь убавить или
что-нибудь прибавить. Притом каждый телезритель - сам себе
редактор. Может быть, поэтому мы с таким вниманием отнеслись к
передаче о Троцком, которую на ОРТ сделал С.
Медведев. Тот самый пресс-секретарь президента, знаменитый
тележурналист и ведущий, не так давно опять появившийся на
телевизионном экране. Может быть, поэтому мы задаем так много
вопросов: зачем в талантливой передаче эти нелепые инсценировки
со Сталиным и Берией? Почему так скуден заведомо интересный
материал, который можно было бы снять в том же Мехико, стоило
лишь пройти еще два квартала от виллы Троцкого (я имею в виду дом
Фриды Коло, у которой с Троцким, кажется, был роман)? Почему
Троцкий показан только как эдакая трусливая и обреченная пишущая
машина? Прочитайте его книгу "Моя жизнь", и вы обнаружите в нем
блестящего писателя. Если уж устраивать ликбез, то, может быть,
есть смысл сосредоточиваться не только на интригах КГБ и
примитивных инсценировках на эту тему?




05-06-2002, Труд