TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

На острове нормальная погода стройтрансгаз дошел до сахалина

- Моя зарплата - две тысячи семьсот рублей, - говорила мне
штукатур-маляр Жанна, обновляющая фасад здания одной из гостиниц
Южно-Сахалинска. - Чтобы ни в чем насущном себе не отказывать,
мне надо в месяц 6-8 тысяч рублей.
Водитель микроавтобуса Владимир зарабатывает в месяц 5-6 тысяч
рублей. А средний заработок на острове - не больше трех тысяч...
Почему 600-тысячное население острова, где добывается примерно
1,5 млн. тонн нефти, 1,8 млрд. кубометров газа, 1 млн. кубометров
леса и почти 1 млн. тонн рыбы и морепродуктов в год, где бюджет
получает от государства примерно 40 процентов дотаций, живет,
мягко сказать, не ахти как?
"По всему видно, что Сахалину уготовано стремительное
экономическое развитие", - написал более 20 лет назад французский
журналист Макс Леон в книге очерков "Сибирский вызов". Зная о
проектах "Сахалин-1" и "Сахалин-2" по освоению шельфовых запасов
нефти и газа в северо-восточной части острова на основе
соглашений о разделе продукции (СРП), можно было бы повторно
спеть осанну будущему острова, но приходится воздержаться.
Не остыли еще местные власти от эйфории, связанной с
подписанием СРП по проектам "Сахалин-1" и "Сахалин-2". Бонусы,
роялти, доли от будущей добычи углеводородного сырья только за
то, что ты живешь на этой хотя и подвергаемой землетрясением и
цунами, но и благодатной земле, любому могут затуманить голову. А
что на самом деле?
"Сахалин-2" - разработка на условиях раздела продукции
Пильтун-Астохского и Лунского месторождений нефти и газа с
суммарными запасами 1 млрд. баррелей нефти и 408 млрд. куб.
метров газа - стартовал еще в 1992 году. В 1994-м специально для
реализации этого проекта ведущие компании -американская
"Марафон", англо-голландская "Шелл", японские "Мицуи" и
"Мицубиси" - создали консорциум "Сахалинская энергия". Однако до
сих пор не начата промышленная добыча, хотя в мировой практике
окупаемость нефтегазовых проектов, как правило, 8-10 лет.
На Сахалине в качестве основного энергоносителя используют
уголь. Большую часть его завозят с материка - из Кузбасса,
Нерюнгри. Цены на железнодорожные перевозки, паромную переправу
через пролив Невельского регулярно поднимаются, и тонна угля,
привезенная с материка, становится золотой.
В нынешних условиях у острова есть только один путь выхода из
замкнутого круга дотационной иждивенческой экономики - это
коренным образом изменить топливно-энергетический баланс на
территории в пользу газа. Сахалинец Сергей Богданчиков, ныне
президент нефтяной компании "Роснефть", которая является одним из
участников проекта "Сахалин-1", считает, что планируемая добыча
природного газа с шельфа и газификация позволят довести его долю
в топливном балансе области до 90 процентов. Начиная с 2002 года
ожидается рост объемов капитальных вложений в сахалинские
проекты, в том числе и программа газификации области. Но и у
"Роснефти", и у местных властей до последнего времени были
сомнения в том, что российские компании смогут на равных с
зарубежными участвовать в тендерах по строительству нефтегазовых
объектов Сахалина.
И вот одной из первых развеять эти сомнения решила компания
"Стройтрансгаз" - крупнейшее нефтегазостроительное открытое
акционерное общество России. Не дожидаясь объявления тендеров со
стороны заказчиков на сооружение первых объектов проекта
"Сахалин-2", "Стройтрансгаз" открыл в Южно-Сахалинске свой
филиал, провел презентацию компании. В ней приняли участие три
первых вице-президента "Стройтрансгаза" Е. Лаврентьев, В. Отт и
А. Горелов. Эта компания за несколько лет сумела стать лидером на
российском рынке нефтегазостроительных услуг, завоевала авторитет
надежного генподрядчика и партнера Газпрома на таких крупных
объектах, как сооружение магистральных газопроводов Ямал -
Европа, Россия - Турция, обустройство Заполярного
нефтегазоконденсатного месторождения, газификация Орловской и
Астраханской областей.
По убеждению президента "Стройтрансгаза" А. Беккера, компания
может прийти на остров с новыми технологиями, системой управления
качеством, соответствующей самым высоким стандартам в области
проектирования, инжиниринга, менеджмента, строительства
трубопроводов, объектов нефтегазового комплекса и его
инфраструктур.
"Стройтрансгаз" намерен в случае победы на конкурсе
подрядчиков готовить на месте рабочие кадры (трубоукладчиков,
бульдозеристов, экскаваторщиков), участвовать в социальных
программах, зарегистрировать свои подрядные организации в регионе
для того, чтобы налоги шли в местный бюджет... Знаменательно, что
филиал "Стройтрансгаза" на Сахалине возглавил бывший мэр Охи,
города, расположенного на севере острова, Наиль Ярулин. Он
потомственный нефтяник. За неделю до нашего приезда на Сахалин
областное телевидение пригласило Ярулина в прямой эфир рассказать
о "Стройтрансгазе" и ответить на вопросы телезрителей. По ходу
передачи шел интерактивный опрос: в какой компании вы хотели бы
трудиться при разработке сахалинского шельфа - российской,
иностранной или вам все равно?
В начале передачи большинство позвонивших проголосовало за
иностранную компанию. Когда же удалось с помощью видеофильмов и
ответов на звонки телезрителей разъяснить, что в России за
последние годы появилась нефтегазостроительная компания мирового
уровня, то на финише, к удивлению и самого Наиля Салимовича,
большое число телезрителей проголосовало в пользу российской
фирмы.
За одну лишь неделю после передачи Ярулин получил сотни
звонков со всей области - люди хотят работать в "Стройтрансгазе".
Виктор МУРЗИН.




05-07-2001, Труд