TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Храмы горят, как свечи в косово после натовских бомбардировок и от рук албанских экстремистов уже погибло около двухсот древнейших памятников православной культуры

Недавнее уничтожение талибами гигантской статуи Будды в
афганской провинции Бамиан вызвало шок у всех, кого волнует
судьба культурного наследия. Действия духовных лидеров этого
движения были охарактеризованы как варварство и вандализм. С
активностью мирового сообщества резко контрастирует безразличие,
которое оно же проявляет по отношению к памятникам православной
культуры, планомерно уничтожающимся современными вандалами на
территории Югославии в сербском автономном крае Косово.
Прокомментировать ситуацию мы попросили старшего научного
сотрудника Института российской истории РАН кандидата
исторических наук Елену Бондареву.
- На территории края Косово, - говорит Елена Анатольевна, -
который сербы считают колыбелью своей нации, расположены
уникальные памятники православной архитектуры и живописи X-XIV
веков. По оценкам европейских искусствоведов, 162 объекта
культуры имеют мировое значение, 500 признаны выдающимися
памятниками и 1400 - памятниками регионального культурного
значения. Недаром сербский Патриарх Павле назвал Косово и Метохию
"соборным храмом сербского народа". Культурное наследие этого
сербского края особо ценно для нас и тем, что здесь сохранились
памятники времен Византии, подобных которым по древности и
художественной ценности, если не считать территорию соседней
Македонии, нет в других входивших некогда в Византийскую империю
регионах.
Исследования русских ученых Кондакова, Покрышкина, Айналова,
Окунева, болгарских Златарского и сербских Радойчича, Джурича, а
также французского центра Анре Грабара показали, что культурный
фонд этого своеобразного заповедника, и в особенности фресковая
живопись старосербских монастырей, - это вершина искусства своего
времени. Такие известные во всем мире шедевры сербской
архитектуры, как монастыри Печская Патриархия, Грачаница, Высокие
Дечаны, храм Пресвятой Богородицы Левишской названы "молитвой в
камне". Их, к счастью, миновали многочисленные военные пожары,
опалившие регион, в том числе три балканские войны начала
прошлого века и две мировые.
Мы должны всегда помнить, что культурные памятники Македонии,
Косово и Метохии, Южной Сербии принадлежат нашему общему
православному наследию, именно там - истоки формирования
славянской православной цивилизации, распространившейся на
Киевскую Русь.
- Елена Анатольевна, затронула ли все это богатое наследие
трагедия, которую уже второе десятилетие переживает сербский
народ?
- Несомненно. Когда весной 1999 года натовские стратеги начали
военную операцию против Югославии, они утверждали, что применение
новейшего высокоточного оружия позволит поражать только военные
цели. Но практически сразу стало ясно, что в неменьшей степени
страдает и мирное население, уничтожаются села, дороги, мосты и
памятники сербской национальной культуры. Натовские бомбы и
крылатые ракеты "Томагавк" поразили сербский народ в самое
сердце, разрушив на территории Косово десятки церквей и
монастырские ансамбли.
Сейчас ситуация в Косово такова, что прежде чем приехать и
отслужить литургию в Печской Патриархии, где раньше располагалась
резиденция сербского патриарха, Патриарх Павле должен сначала
испросить разрешение миссии ООН для Косово. По территории края он
может перемещаться только в сопровождении миротворцев из
контингента КФОР, при этом обязательно сняв со своей машины крест
и спрятав иконы. И вот только таким, фактически "контрабандным"
путем высшее духовное лицо Церкви может пробраться на территорию
одной из главных святынь сербского народа...
- Как вам кажется, почему, несмотря на наличие в Косово
огромного количества миротворческих сил, православные памятники
продолжают уничтожаться?
- Нельзя сказать, что миротворцы не охраняют сербские церкви и
монастыри. К примеру, Печский монастырь обнесен тремя рядами
колючей проволоки - территорию эту опекают миротворцы из
французского контингента. К слову сказать, среди "западников"
сербы особенно благодарны как раз французам и итальянцам. Но
организовать круглосуточную охрану около каждой церкви трудно.
Кроме того, для поджога храма албанцы применяют очень простую и
коварную тактику. На его территорию проникает злоумышленник и
где-нибудь в дальнем уголке храма разводит огонь. Почувствовав
запах дыма, люди бросаются к дверям, распахивают их, давая доступ
кислороду, и пожар разгорается с катастрофической быстротой.
Храмы горят, как свечки, в считанные минуты. Таких "свечек"
полыхает в Косово уже больше сотни.
Характерен в этом отношении случай, который произошел весной
этого года во французском секторе ответственности. Албанскими
экстремистами был взорван храм, расположенный всего в пятидесяти
метрах от казармы миротворцев.
- Если окунуться в историю - всегда ли среди албанского
населения было такое отношение к православным святыням?
- Напротив, у нас имеется много исторических свидетельств
мирного сосуществования сербов и албанцев на территории Косово.
Известны не единичные случаи, когда албанцы-мусульмане обращались
к православным священникам за советом и помощью. В воспоминаниях
русского эмигранта архиепископа Иоанна Шаховского описывается его
встреча с известным православным богословом святым Николаем
Жичиским. Отца Иоанна поразило, с каким почтением и уважением
простые албанцы относились к православному епископу и даже
просили его благословения.
Конечно, отношения между сербами и албанцами в разные периоды
складывались по-разному, но такого антагонизма, как сейчас, не
было никогда. Безусловно, нынешняя межконфессиональная
конфронтация подогревается и инспирируется политиками.
- Связано ли такое систематическое уничтожение албанцами
памятников сербской культуры с намеренно разжигаемой религиозной
нетерпимостью или это проявления вандализма на бытовом уровне?
- Я думаю, и то и другое. Но события последнего времени
позволяют говорить об осознанной агрессии против православия.
Оставшиеся в Косово сербы говорят, что "они уйдут отсюда с
последним монахом, а последний монах не уйдет из Косово никогда".
Поэтому экстремисты из албанской среды в расчете на то, что
вместе с Православной Церковью из края уйдет гражданское
население, готовы приложить любые усилия, чтобы вытеснить ее
оттуда, действуя методами террора.
Нужно иметь в виду и то, что с переносом боевых действий на
территорию соседней Македонии опасность уничтожения нависла и над
православными святынями в этой стране. А на этой земле, на берегу
Охридского озера расположена одна из величайших святынь
православных славян - монастырь святого Наума Охридского, одного
из учеников Кирилла и Мефодия. Кстати, в былые времена как
святыню монастырь почитали и албанцы и просили у святого Наума
помощи в избавлении от болезней и невзгод.
- Что же может сделать международное сообщество и, видимо,
прежде всего Россия, чтобы защитить православные культурные
ценности в Косово?
- Больше всего меня поражают глухота и равнодушие, с которыми
относится к происходящему наше общество. По всей вероятности,
десятилетия уничтожения религиозных святынь в нашей стране
притупили восприятие народа. То, что на наших глазах гибнут
древнейшие памятники православной культуры, мы не воспринимаем
как нечто вопиющее. Безусловно, на России лежит историческая
ответственность как защитницы православия во всем мире, и мы
должны это хорошо осознавать... Безразличие к общности славянских
народов - один из основных факторов, который способствует тому,
что сейчас происходит.
Защита православных народов должна быть введена в ранг
основных внешнеполитических ориентаций Российского государства.
Это, кстати сказать, хорошо понимали российские императоры, но
потом мы это как-то утратили. Такой подход не противоречил бы и
курсу на проведение прагматичной внешней политики, потому что
только облегчил бы реализацию наших национальных, в частности,
экономических интересов в регионе.
Дмитрий ИВАНОВ.




05-07-2001, Труд