В пролете над европой перспективы ан-70 становятся все более призрачными
Как стало известно по итогам визита в нашу страну президента
Франции Жака Ширака, России предложено участвовать в создании
западноевропейского военно-транспортного самолета "А 400М",
который в свое время конкурировал с российско-украинским проектом
"Ан-70" за право стать базовым вариантом для военно-транспортной
авиации европейских стран. Это еще более усугубляет и без того
крайне неопределенные перспективы "Ан-70" совместной
российско-украинской разработки.
Когда в январе нынешнего года неподалеку от Омска при взлете
самолета "Ан-70" остановились двигатели Д-27 запорожского
производства, на землю упал не только опытный образец воздушного
грузовика. Вместе с ним рухнул проект, который обошелся России в
300 миллионов долларов.
Эта сумма - лишь деньги, уже вложенные к тому времени в
транспортный самолет, призванный было обновить парк транспортной
авиации НАТО, устаревший к середине 90-х годов. Германский
министр обороны Рудольф Шарпинг во всеуслышание заявил, что для
бундесвера будут закуплены военно-транспортные самолеты
консорциума "Airbus", а не российские "Ан-70" с украинскими
двигателями "Мотор-Сiч". Это при том, что каждый самолет "А400М",
который предпочли немцы, обойдется им в 80 млн. долларов при цене
российского-украинского "Ан-70" 45 млн. долларов. Только Германия
закупает 78 машин. Другие страны НАТО в общей сложности
заказывают еще около сотни.
Значит, Россия потеряла контракт на многие миллиарды долларов!
Это цена того безразличия, с которым облеченные полномочиями лица
относятся к вопросам безопасности полетов. В отличие от
щепетильного Запада, предпочитающего переплатить свыше миллиарда
долларов, но иметь гарантии, что их военные транспорты не будут
сыпаться с неба из-за внезапной остановки двигателя. Какие суммы
еще потеряет наша страна, продолжая делать ставку на ненадежные
украинские двигатели, можно лишь догадываться.
Последний пример, дающий повод убедиться в полной
бесперспективности надежд на улучшение двигателей "Мотор-Сiч", -
завершившийся авиасалон в Ле-Бурже. Россия намеревалась
представить на нем "Ан-70". Однако французы настолько
перепугались возможной аварии, что просто не впустили в свою
страну машину, упавшую под Омском и восстановленную впоследствии
местным объединением "Полет". При этом самолеты, оснащенные
российскими двигателями, получили в Ле-Бурже зеленый свет.
Например, "Ту- 214", "Су-30МКК". Вообще, российско-французское
сотрудничество (если не считать "моторсичевского" скандала)
обещает развиваться динамично.
Компании двух стран прорабатывают в настоящее время целый ряд
двусторонних проектов, касающихся, в частности, создания учебно-
тренировочного самолета "МиГ-АТ", транспортного вертолета
"Ми-38", модернизации ракеты-носителя "Союз", спутников связи.
"Теперь, когда страница политического противостояния с Москвой
из-за войны в Чечне закрыта, Париж намерен улучшить экономические
отношения с Россией и наверстать упущенное там, где его обошли
Германия и Великобритания", - указывает французская "Фигаро".
Авиация наряду с космосом и энергетикой станет основным
направлением сотрудничества наших стран.
Дмитрий КОЛОБОВ.
05-07-2001, Труд