TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Высокая наивность ее отстаивает в дворянском гнезде героиня елены кононенко - певицы, хорошо знакомой читателям труда

Свежая весть пришла из Московского камерного музыкального
театра под управлением Б.А. Покровского: здесь возобновлен
спектакль "Дворянское гнездо". Исполнительницей главной женской
роли стала молодая солистка труппы Елена Кононенко -
обладательница приза зрительских симпатий на конкурсе молодых
исполнителей русского романса, учрежденном газетой "Труд".
Сочинение, созданное композитором Ребиковым в 1916 году и
интригующе обозначенное как "музыкально-психографическая драма",
предъявляет к оперным артистам требования особого рода. Большой
любитель модного в начале ХХ века жанра мелодекламации, Владимир
Ребиков именно этот жанр избрал в качестве основы для
сценического воплощения знаменитого романа Тургенева. "Все роли
этой драмы надо исполнять говором, а не пением", - писал
композитор. Стоит ли удивляться, что такие традиционные для
музыкального спектакля формы, как арии или вокальные ансамбли,
здесь попросту отсутствуют.
Как рассказывает художественный руководитель театра Борис
Покровский, это сочинение "открыл" для него Мстислав Ростропович,
которому опера запала в память в детстве, причем больше всего
запомнились моменты, когда герои по ходу действия музицируют,
исполняя на рояле прелестные пьесы и романсы. Умение играть на
фортепиано - вот еще одно простое для оперных артистов условие. И
с ним, надо отметить, прекрасно справляются солисты Людмила
Геника (Варвара Павловна Лаврецкая), Алексей Мочалов (Христофор
Лемм), Леонид Казачков (Владимир Паншин) и, разумеется,
дебютантка спектакля Елена Кононенко - ведь она окончила
Белорусскую государственную консерваторию по классу фортепиано
еще до того, как всерьез началась ее певческая карьера.
За пять сезонов, что Елена работает в Камерном музыкальном,
она спела ведущие женские партии в операх "Дон Жуан", "Так
поступают все женщины", "Директор театра" Моцарта, "Нос"
Шостаковича... А не так давно певица дебютировала в Большом
театре партией Марфы в опере Римского-Корсакова "Царская
невеста". На протяжении последних лет Елена не раз становилась
лауреатом российских и международных певческих конкурсов,
фестивалей. Так что успех на нашей "Романсиаде-99" - закономерный
этап ее творческой биографии, открывший собой целую череду
"звездных моментов", самый блестящий из которых - выступление
Елены в Кремлевском Дворце совместно со всемирно известным
тенором Хосе Каррерасом.
Ввод Е.Кононенко в спектакль "Дворянское гнездо", без
преувеличения, вернул произведение к сценической жизни,
прерванной уходом из театра исполнительницы партии Лизы Калитиной
- Ольги Сенкевич. Кстати, Елена высоко ценит ту помощь, что
оказала ей Ольга в работе над ролью.
Из нашего короткого разговора после спектакля стало ясно, что
Елена еще со школьной скамьи любит тургеневскую героиню и даже,
призналась, чувствует определенное сходство с ней. Артистку
ничуть не смущают недостатки сурово раскритикованной
современниками Ребикова "психографической драмы", далеко
неадекватно интерпретирующей роман Тургенева. Почему? Наверное,
дело не только в художественных качествах, а и в этическом смысле
произведения. Как бы то ни было, постановка Бориса Покровского с
ее открыто заявленной "старомодностью" напоминает нам о
противостоянии во все времена тех, кто "наивно" руководствуется
высокими нравственными идеалами, и прагматиками, поднаторевшими в
расчетливо-беспроигрышном достижении внешних житейских удач.
Лидия Иванова.




05-07-2001, Труд