TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Олигарх и мариинка прославленный петербургский театр будет ежегодно гастролировать на вашингтонской сцене в течение следующих 10 лет

Последний раз балетная труппа с берегов Невы выступала в
американской столице, когда театр еще был ленинградским и
Кировским - в 1991 году. Должна была приехать в 1997-м, но
какие-то внутренние неурядицы помешали. А коллеги из оперной
труппы вообще ни разу здесь не были. Но теперь все меняется, как
по мановению волшебной палочки. Начиная с февраля 2002 года и
балет и опера санкт- петербургского Мариинского театра начнут
демонстрировать свое мастерство вашингтонской - и надо думать,
что не только местной - публике каждый сезон следующего
десятилетия. Для первых гастролей уже отобраны два спектакля:
классическая "Спящая красавица" и "Драгоценности" Джорджа
Баланчина.
"Повинны" в этом два человека - Майкл Кайзер, ставший в начале
года президентом столичного Центра исполнительского искусства
имени Кеннеди, обычно именуемого "Кеннеди-сентер", и Алберто
Вилар, которого у нас назвали бы "олигархом", - президент
инвестиционной компании "Америндо инвестмент эдвайзерс", которую
он же и основал в 1980 году. Его личное состояние оценивается в 5
миллиардов долларов. Вилар сравнительно недавно пробился в ряды
американских лидеров большого бизнеса. Но сразу же усвоил их
лучшие традиции, следуя которым, банкир Меллон некогда основал
Национальную галерею, а железнодорожный магнат Карнеги -
знаменитый концертный зал в Нью-Йорке и около двух сотен
публичных библиотек.
За последние годы благотворитель подарил различным культурным
организациям своей второй родины около 150 миллионов долларов.
"Второй" - потому что Вилар, которому пошел седьмой десяток,
эмигрировал в США с Кубы после победы кастровских "барбудос".
Прибыл без единого цента в кармане. А теперь он владелец
30-комнатных апартаментов в Манхеттене, а также домов в Лондоне и
Сан- Франциско. У иммигранта оказался природный биржевой нюх, и с
самого начала все заработанные деньги он, как тут говорят,
правильно вкладывал - прежде всего в активы высокотехнологических
компаний типа "Майкрософта". Отсюда и его миллиарды. Которыми,
как уже сказано, он щедро делится с деятелями искусства, особенно
театрального. К слову сказать, не он один. Только в этом году
пожертвования меценатов вашингтонским центрам культуры
исчисляются сотнями миллионов долларов. Галерея современного
изобразительного искусства Коркорана получила от двух воротил
Интернета 30 миллионов. Бизнесмен Кеннет Беринг выделил для
проектов Национального музея естественной истории, одной из
составных частей Смитсоновского института - крупнейшего в мире
музейно-научного комплекса - 100 миллионов долларов. А другой
бизнесмен, Стивен Юдар-Хейзи, предоставил 60 миллионов для
создания филиала Национального музея авиации и космических
исследований при международном аэропорте "Даллес".
До сего времени самым крупным единовременным даром
"Кеннеди-сентер" были 10 миллионов долларов, "отстегнутых" одним
из основателей внутриамериканской компьютерной связи "Америкен он
лайн" Джеймсом Кимзи. Алберто Вилар побил все рекорды, выписав
чек на 50 миллионов. Причем 15 из них - целевым назначением для
организации гастролей Мариинского театра. Вилар не впервые
оказывает материальную поддержку этому российскому коллективу,
который он, признанный знаток и ценитель оперы и балета, считает
одним из лучших в мире. Это он, например, финансировал постановку
оперы "Лоэнгрин" в 1999 году и оперы "Война и мир", а также
балета "Щелкунчик" - в 2000-м.
Но идея "мариинской десятилетки" принадлежит не Вилару, а
Кайзеру, с которым миллиардер познакомился еще три десятилетия
назад, когда тот был директором Королевской оперы, более
известной как "Ковент-гарден", в Лондоне. Пресса передает
высказывание Кайзера о том, что пожертвование уникально во многих
отношениях: и размерами, и тем, что предназначено "не для здания,
а для того, что в нем делается". Обычно деньги даются на
постройку чего-то, а эти 50 миллионов пойдут на оплату труда
исполнителей и на подготовку в "Кеннеди-сентер" молодых
артистических кадров.
Не надо думать, что у удачливого кубинца какая-то особая
привязанность только к русскому балету и опере. Ведь недаром в
нью-йоркской "Метрополитен-опера" бельэтаж назван его именем: он
подарил прославленному театру 25 миллионов. Не оставлен без
внимания и "Карнеги-холл", получивший от Вилара 6 миллионов. Он
же спонсирует концерты Нью-Йоркского филармонического оркестра и
спектакли Чикагской лирической оперы, ряд музыкальных фестивалей.
Впрочем, на перечисление всех благодеяний мецената просто не
хватит места в газетной статье.
Может, и у нас в России со временем появятся олигархи, более
знаменитые благотворительностью, чем финансовыми комбинациями...
Виссарион СИСНЕВ, соб.корр. "Труда".




05-07-2001, Труд