TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Из мозаики слов можно выложить небо

СВЕТЛАНА СУХАЯ.
"Ребята, вы не забыли? У нас на уроке присутствует "Королева
Тишина".
Давайте сядем, как удобно, и подумаем вместе над тем, что
прочли. Вот, например, коротенькая фраза: "Время лечит". Костя,
как ты это понимаешь?" - "Ну, наверное, так: человек совершает
плохие поступки - это вроде болезни. А со временем понял все,
изменился - вот и вылечился:".
Мы находимся в московской школе N 1935, на уроке чтения в
третьем классе.
На редкость радостный урок. "Королеву Тишину" сменяет музыка -
"Полет шмеля". А в середине урока ребятишки даже размялись -
"поплясали" немножко. На партах у них - небольшие симпатичные
книжечки: "Увлечение чтением". Тексты в книжках странные - больше
похожи на ребусы и загадки:
буквы переставлены или "потеряны", слова в предложении
перепутаны. И дети не просто послушно "складывают" слоги и слова,
они все время увлеченно решают какую-то головоломку.
Около тридцати лет день за днем учитель Валерий Борисович
Эдигей входил в класс к самым маленьким ученикам. И снова и снова
убеждался: весь многолетний процесс обучения в огромной мере
зависит от того, удается ли в начальных классах решить главную
задачу - научить ребенка читать и любить сам процесс чтения. "В
школу приходят дети, которым нравятся сказки, считалки, стихи, но
очень скоро огонек этот становится тлением, а затем и вовсе
затухает, - пишет Валерий Эдигей. - Чтение превращается в
необходимость. И первым пострадавшим оказывается духовный рост.
Корни проблемы - на уровне начального обучения чтению.
Ненавязчиво и исподволь нужно вызвать у ребенка неодолимую тягу к
познанию чтением.
Именно этот процесс должен стать первоосновой будущего
характера. Да, если хотите, степень удовольствия от прочитанного
"Мама мыла раму" может стать фактором, определяющим наш путь и
место в этой жизни".
Возможно, кому-то этот пафос покажется избыточным (в
частности, - и в связи с бурной компьютеризацией...) Конечно, на
духовный рост - или, наоборот, деградацию - влияет множество
факторов. Но несомненно одно: человек, сызмальства наученный
систематическому чтению, обретает мощную опору для души, которая
часто способна уберечь от отчаяния, депрессии и любого "дурмана".
Работая с детьми, Эдигей осознал: в самом начале обучения
маленького человечка трудно заинтересовать СОДЕРЖАНИЕМ
прочитанного - уж очень примитивны тексты из двух-трех фраз,
которые он пока способен "одолеть". (Тот, кто учился играть,
например, на пианино, прекрасно помнит, как мало удовольствия без
конца "гонять гаммы"). Опытный учитель нашел выход:
ребенок должен быть увлечен самим ПРОЦЕССОМ чтения. Так
появилась серия книжек, которые превратили обучение чтению в
череду увлекательных задачек на восстановление "разрушенных" слов
и предложений. Вспомните: миллионы занятых взрослых людей с
удовольствием используют каждую свободную минутку для решения
кроссвордов. Неудивительно, что дети радостно приняли
предложенную им игру.
Методику высоко оценил мудрый Шалва Александрович Амонашвили.
Два года назад ею заинтересовались несколько московских учителей.
Убедившись в эффективности работы по книгам Эдигея, они начали
обходить школы, рассказывать коллегам о новом методе обучения. К
середине прошедшего учебного года учителя начальных классов
двадцати восьми школ Москвы стали использовать эти книжки.
Результаты изумили и педагогов, и самих учеников.
Статистический анализ, проведенный в конце года во всех
школах, показал: дети стали гораздо грамотнее, диктанты пишутся
практически без троек. Возросла скорость чтения: более 90
процентов детей намного превышают установленную норму, а обычно с
ней справляется не более 60-70 процентов учащихся. А самое
главное - всем маленьким школьникам интересно учиться, особенно -
слабоуспевающим. Ребятишки не выпускают из рук заветные книжки
даже в выходные дни и во время каникул.
"Поймите, ведь дело не только в том, чтобы быстрее научить
малышей бегло читать и грамотно писать, хотя это основа всего
учебного процесса, - говорит завуч школы N 1737 Татьяна Сергеевна
Скуредина. - Нам в целом стало гораздо труднее работать - у детей
появилась масса новых "легких" источников информации:
телевидение, "видик", плейеры с наушниками. А книга требует
терпения, усилий. Новое пособие помогает не только учить, но и
воспитывать. Ребенок видит свой рост, осознает успешность своих
усилий - а значит, у него крепнет чувство собственного
достоинства. Может быть, именно это самое главное. Потому что
сегодня детская скромность, доверчивость и доброта стали
комплексом неполноценности, предметом насмешек более нахальных
одноклассников. Нам важно поднять и поддержать именно этих детей
- скромных и добрых. Методика Эдигея помогает превратить их
"комплексы" в богатство".
Школьный год позади. Подводятся его итоги, составляются планы
на будущее. И сколько бы лет ни длилось обучение в школе, как бы
ни менялись программы и учебники, одна из главных задач учителя
останется неизменной: ребенок и книга должны стать неразлучны,
союз их должен быть добровольным и радостным.




05-07-1999, Труд