Тайна гибели гленна миллера
ВИССАРИОН СИСНЕВ.
Может быть, это всего лишь анекдот, но рассказывают, что
где-то году в пятидесятом президенту Трумэну на одной
вашингтонской "тусовке" кто-то предложил познакомиться с
Миллером. Он радостно воскликнул: "Значит, он все-таки уцелел?!
Почему же мне никто об этом не доложил?".
Трумэн то ли не подозревал, то ли просто забыл, что существует
драматург Артур Миллер, к тому времени уже прославившийся пьесами
"Все мои сыновья" и "Смерть коммивояжера". Для него Миллер был
только один:
Гленн, автор "Голубой рапсодии" и обворожительной музыки к
фильму "Серенада Солнечной долины".
Знаменитая "Чаттануга-чу-чу" из этой музыкальной комедии
наверняка была особенно близка сердцу президента-южанина. Так
назывался фирменный поезд, совершавший рейсы из Нью-Йорка через
южные штаты. А сама эта мелодия обошла весь мир и была, помнится,
даже в самые запретные советские времена популярна даже среди
самых стойких комсомольцев. Как и многие другие танцевальные
мелодии американского музыканта- тромбониста, создавшего
коллектив, который открыл то, что профессионалы называют эрой
биг-бэнда - большого джаз-оркестра. За свои сорок лет, прожитых
на этом свете, Гленн Миллер создал десятки джазовых вещей,
которые живы по сей день.
Когда началась вторая мировая война, Миллер вместе со своим
оркестром пошел служить в ВВС, получив звание майора. Сначала его
джазисты доставляли радость землякам в военной форме, которые
базировались в Британии, выступая обычно в ангарах. Потом, после
высадки союзников в Нормандии, летали с фронтовыми концертами. А
под новый, 1945 год оркестр должен был выступать в Париже в отеле
"Олимпия". И праздничный концерт состоялся - но без дирижера.
Вылетев 15 декабря 1944 года первым, чтобы осмотреть и
подготовить место выступления, он бесследно пропал вместе с
самолетом - легким "Нортмэном" и пилотом полковником Норманом
Бесселом. Очевидцы рассказывают, что перед вылетом с авиабазы
"Гринвуд фарм" Миллер спросил летчика, почему они оба без
парашютов, но Бессел отшутился: мол, Линдберг всю Атлантику
пересек и то не боялся:
О том, почему Миллер не долетел до места назначения, ходили
самые невероятные легенды. Начиная от того, что Бессел по
каким-то своим личным причинам хотел покончить счеты с жизнью,
потому и не запасся парашютами. Работая собкором "Труда" в
Лондоне, я вдоволь наслушался этих историй. Говорили, что самолет
потерпел аварию, Миллер спасся, но лицо его было настолько
изуродовано, что он после пластической операции предпочел начать
где-то новую жизнь. У кого-то фантазия доработалась до того, что
бедного майора-джазиста записали в немецкие шпионы, и он скрылся.
А самой устойчивой версией оставалась такая: на подлете к
Нормандии самолет Миллера сбили либо оказавшиеся в этом районе
немецкие истребители, либо свои же собственные, приняв за
вражеского разведчика.
До истины докопались не соотечественники Миллера, а французы,
обнаружившие каким-то образом в архивах Пентагона доклад
командира бомбардировщика "Ланкастер" лейтенанта Грегори, который
в день исчезновения "Нортмэна" вместе со своей эскадрильей летал
на бомбардировку объектов в Германии. Некоторые самолеты не
смогли сбросить весь бомбовый груз из-за повреждений от зенитных
снарядов. На этот случай было правило: перед посадкой избавиться
от неизрасходованных бомб над Ла-Маншем в месте, именовавшемся
"южный район сброса".
Как следует из рапорта лейтенанта Грегори, он именно это и
сделал как раз в то время и на тех координатах, где, по всем
расчетам, тогда должен был находиться "Нортмэн". Более того, один
из членов экипажа этого тяжелого бомбардировщика заметил внизу
(они шли на высоте полутора километров) небольшой самолет, в
котором опытный глаз Грегори опознал "Нортмэн". Но было уже
поздно: бомбовый град накрыл самолетик, и он буквально
превратился в пыль. Сообщается, что у французов, занимавшихся
поисками Гленна Миллера, имеются копии архивных документов,
которые столько времени пылились в пентагоновских архивах.
Американское военное ведомство педантично доискивается до
истинных обстоятельств гибели или "пропажи без вести" каждого
военнослужащего. Кому-то не хочется признавать находку французов
подлинным фактом?
Дескать, мало ли кто еще мог лететь в тот день и час над
"районом сброса". Но никакого иного "Нортмэна" там быть не могло,
это точно установлено.
Уже снят документальный фильм, где приводятся все аргументы и
документы. Остается ждать официальной реакции и разъяснений
Пентагона.
05-07-1999, Труд