Ледоколы на приколе
РОССИЯ МОЖЕТ ПОТЕРЯТЬ КОНТРОЛЬ НАД
СЕВЕРНЫМ МОРСКИМ ПУТЕМ.
Светлана ЦЫГАНКОВА, соб. корр. "Труда".
150 метров в длину и почти 30 в ширину, каюты со всеми удобствами,
светлые палубы, капитанская рубка, откуда открывается панорама
моря и Мурманский порт... Это - атомный ледокол "Таймыр" высотой
с девятиэтажный дом.
В самом низу ледокола - центральный пункт управления, постоянно
действующая система, где круглосуточно несут вахту специалисты.
Связано это с особенностями ядерной энергетики. Активная зона
реактора - объект постоянного наблюдения. Сейчас реактор заглушен,
но идет выделение тепла, за ним надо присматривать, охлаждать.
Плюс контроль за ремонтными работами.
- Когда проектировали установку, уже произошли трагические
события в Чернобыле, - говорит главный механик "Таймыра" Константин
Князевский. - Поэтому учитывали новые требования безопасности.
Установка ледокола позволяет автоматически вводить в действие
систему аварийной защиты. Топливо меняем раз в четыре года, получаем
готовую загрузку реактора с заводов-производителей...
Может так случиться, что в наступающем году этот мощный атомный
ледокол остановится. Подходит к концу срок использования ресурса
атомной паропроизводящей установки (АППУ), рассчитанной на 100
тысяч часов эксплуатации. К слову, у большинства наших атомных
ледоколов основная часть этого ресурса уже выработана: стоят
на приколе "Сибирь", "Арктика", а вслед за "Таймыром" может замереть
"Россия". Не потому, что техника устарела. "Арктика", первенец
второго поколения ледоколов, накануне своего 25-летия добился
беспрецедентного результата: целый год первый покоритель Северного
полюса находился на ледовой трассе, не заходя в порты. В случае
выполнения работ по системной безопасности можно продлить ресурс
"старичка" до 175 тысяч часов и эксплуатировать его пять лет,
но...
Слава российского ледокольного флота уходит в историю. Можем
потерять оставшиеся на ходу суда, а с ними и контроль над Северным
Морским путем. Три поколения атомных ледоколов и единственное
в мире транспортное судно с ядерной энергетической установкой
"Севморпуть" доказали неоспоримые преимущества такого флота в
борьбе с тяжелыми льдами Арктики. Вспомним только две наиболее
значимые победы: первое в истории достижение в надводном плавании
Северного полюса и обеспечение круглогодичной работы флота на
трассе Западного района Севморпути, начиная с 1978 года.
Но развитие ледокольного и транспортного флота на Северном
Морском пути было прервано десятилетней паузой. Сейчас, правда,
подвижки наметились, чему способствовало совещание с участием
Владимира Путина на борту атомного ледокола "Россия" по проблемам
Севморпути и перспективам развития Арктического региона. Наконец
определен статус национальной транспортной магистрали: Северный
Морской путь остается структурным подразделением федерального
Министерства транспорта, а атомные ледоколы переданы на десять
лет в доверительное управление Мурманскому морскому пароходству.
- Но северные территории, оставшись на 10 лет без государственной
программы и финансовой поддержки, превратились в убыточные, -
говорит генеральный директор ОАО "Мурманское морское пароходство"
Александр Медведев. - Сократился грузооборот с былых 7 миллионов
тонн до 1,3 миллиона - за 2001-й. Мощные ледоколы часто осуществляли
проводку не каравана, а единичных судов. Тем не менее Север остается
самым перспективным экономическим регионом России. Он дает 60
процентов экспорта страны, 92 - газа, 90 - никеля, 80 - нефти.
Какие тут еще нужны комментарии? Надо вкладывать деньги в ледокольный
флот.
Увы, пока же государство задолжало компании 50 миллионов долларов.
А ледоколы должны работать. И пароходству приходится отвлекать
собственные средства на содержание судов атомного ледокольного
флота, искать дополнительные заработки. Атомный ледокол "Ямал"
занялся туристическими поездками. Возит богатых иностранцев на
Северный полюс, зарабатывая таким образом деньги на поддержание
собственного рабочего состояния. Но экзотическим турбизнесом
проблему не решить.
Как сказал генеральный директор Александр Медведев, без поддержки
государства ледоколов не спасти. Расходы необходимы серьезные
- 55 миллионов долларов только для того, чтобы продлить ресурс
атомных паропроизводящих установок. Акционерное общество не в
состоянии взвалить такой груз на собственные плечи.
- А какие, - спрашиваю, - за последнее время спущены на воду
ледоколы?
- Таких нет, - Медведев разводит руками. - Хотя разрабатывается
проект двух типов атомных ледоколов нового поколения: двухосадочный
ледокол для круглогодичной навигации в Западном секторе Арктики,
который может работать на сибирских реках и мелководных участках
шельфа Арктического побережья, а также ледокол-лидер, предназначенный
для круглогодичной навигации на трассах Северного Морского пути
и для проводок крупнотоннажных транспортных судов на высоких
широтах.
- А что с атомоходом "50 лет Победы"?
- К этому юбилею так и не был построен. Если средства все-таки
найдутся, то в лучшем случае он выйдет в море в 2005 году.
Как считают эксперты, чтобы поднять рентабельность Севморпути
и ледокольного флота, необходимо развивать грузоперевозки в Арктическом
регионе. Связано это с планами доставки углеводородного сырья
новых месторождений, разрабатываемых Газпромом, "ЛУКОЙЛом", "Арктикморнефтегазразведкой".
Возможно, крупные компании смогут взять на себя часть расходов
по содержанию флота? Во всяком случае, так считает первый заместитель
полпреда президента в Северо-Западном федеральном округе Михаил
Моцак.
- На Северном Морском пути активно работают "Норильский никель",
нефтяные компании, - заявил он. - Они и должны общими усилиями
поддержать российский ледокольный флот - иначе через несколько
лет мы его потеряем. В свою очередь, правительство, не имея достаточных
средств в бюджете для возрождения Севера, может проводить протекционистскую
политику в пользу компаний, которые избрали Арктику сферой своих
интересов, приложения сил, инвестиций.
- Без ледокольного флота Россия будет убывать Сибирью, - образно
сказал капитан атомохода "Таймыр" Александр Харьков. - Других
альтернативных способов доставки грузов из Европы на Север и
Дальний Восток нет, это самый короткий и дешевый путь.
Странно только, что эти очевидные истины не доходят до властей.
05-08-2002, Труд