Письма с автоваза
Я ВАЗ ЛЮБЛЮ. 3. А ВЛАСТЬ ЛЮБИТ "МЕРСЕДЕСЫ".
Александр ПРОЦЕНКО, экономический обозреватель "Труда".
Гора родила мышь! Полгода страна ждала, когда правительство
утвердит "Концепцию развития отечественного автопрома". Лихие
рядовые автолюбители опасались запретительных пошлин на старые
иномарки ("Они же лучше наших новых рыдванов!"); иностранные
автопроизводители, напротив, мечтали о высоких пошлинах на автоутиль
("Нам нет смысла возить сюда новые машины, пока россияне катаются
на "секонд-хэнде"!). Промышленников интересовало, как им поднимать
российское автомобилестроение.
За неделю до того, как в Москве премьер-министр Михаил Касьянов
поставил на бумаге свою подпись, в Тольятти президент АО "АвтоВАЗ"
Виталий Вильчик отвечал на вопросы журналистов:
- Всем понятно, что концепция - лишь рамочный документ. Но
мы готовим свой план перспективного развития до 2008 года и должны
на чем-то основываться. Знаем, что в проекте концепции заложено
изменение таможенных правил, чтобы платить пошлины на ввозимое
оборудование с момента, когда оно уже установлено и начало работать.
Там есть наши предложения по амортизационному фонду: мощности
ВАЗа самортизированы уже на 80 процентов, но отчисления-то раньше
уходили не заводу, а в госбюджет! Надеемся также, что правительство
даст свои гарантии по поставкам на автозаводы современного дорогостоящего
оборудования...
Документ вскоре вышел - и оказался даже не "протоколом о намерениях",
а неким сводом "добрых пожеланий", из которого выпали практически
все обязательства государства перед автомобилестроителями, перед
отраслью. "Ушел" и главный пункт - введение 35- процентной пошлины
на ввоз в Россию иномарок. Без чего вся "концепция" теряет заложенный
в ней смысл.
- Поймите, это не прихоть и не поиски "легкой жизни", - убеждал
меня вице-президент "АвтоВАЗа" Михаил Москалев. - Наоборот, это
создание жесткой конкурентной среды, причем в собственной стране.
Нам нужно привлечь иностранные инвестиции? Нужно убедить мировые
концерны, что строить в России автозаводы выгоднее, чем ввозить
готовые машины? Опыт Польши, Бразилии, Китая, Таиланда, которые
реализуют программу развития своего автопрома, показывает: 35
процентов суммарных пошлин на ввоз - порог, за которым начинается
приток инвестиций. Если пошлины ниже - выгоднее ввозить готовый
автомобиль...
Потом, знакомясь с результатами исследования уже упоминавшейся
американской консультационной фирмы The Boston Consulting Group
Ltd., я прочел: "По сравнению с другими развивающимися рынками
РФ установила очень низкий уровень как тарифных, так и нетарифных
таможенных барьеров... Сокращение отставания российского автопрома
по уровню технологии и производственной базе требует миллиардных
инвестиций как в автосборочный сектор, так и в производство комплектующих.
В этих условиях обеспечение притока инвестиций крупных мировых
игроков и реализация совместных проектов с российскими компаниями
станет основным двигателем развития отрасли. Однако в отсутствие
30-35-процентных импортных пошлин импорт будет более рентабелен,
чем инвестиции в создание производств на территории России..."
Были приведены и цифры: в Индонезии ввозные пошлины на автомобили
на 2002 год определены в 98 процентов, в Таиланде - 80, Индии
- 60, Китае - 51, Бразилии - 35. Все эти страны развивают национальное
автомобилестроение именно с помощью мировых автогигантов, которым
стал невыгоден прямой ввоз.
Любопытно, что в российской концепции предлагается тот же
путь. Во-первых, констатируется, что "одной из основных проблем,
сдерживающих дальнейшее развитие автомобильной промышленности,
является недостаточная активность потенциальных инвесторов и
автомобильных компаний". Во-вторых, признается необходимость
организации "с участием стратегических инвесторов, в том числе
иностранных, новых производств по выпуску автомобильной техники
и комплектующих изделий". На этой основе предлагается "усилить
конкуренцию на российском внутреннем рынке между отечественными
и иностранными производителями автотранспортных средств".
Теоретически все как надо. Тут еще четверка автомобильных
гигантов - "Дженерал моторс", "Форд", "ФИАТ" и "Рено" подсуетилась
- написали в наш Белый дом, что готовы рассмотреть вопрос об
ускорении и увеличении прямых инвестиций в Россию. Но... при
условии повышения таможенных пошлин на ввоз иномарок. Их корысть
понятна: снизить приток в Россию продукции конкурентов - японских,
немецких и прочих машин (цены-то вырастут) и, быстренько построив
здесь свои заводы, занять рынок, на котором в 2001 году было
реализовано почти 100 тысяч новых иномарок (и темпы продаж растут).
Но заметьте: Форд уже построил завод во Всеволожске, "Дженерал
моторс" готовит к выпуску "Шевроле-Ниву" совместно с ВАЗом и
прорабатывает вариант выпуска в Тольятти "Опеля-Астры", у ФИАТа
- совместное предприятие с ГАЗом (пока еще бездействующее), "Рено"
ждет перехода "Москвича" в руки московского правительства, чтобы
возобновить там сборку своих машин... То есть, это реальные партнеры,
готовые к началу серьезной работы в нашей стране.
А японцы пока ничего (и ни с кем) в России не планируют, зато
настаивают на снижении ввозных пошлин до 10 или даже 6 процентов
("Это значит - угробить российский автопром", - говорит М.Москалев).
Немцы "вложились" в чешскую "Шкоду", им нужен рынок сбыта - значит,
низкие пошлины на ввоз машин в Россию.
И они, похоже, победили: в окончательном варианте Концепции
записано: "на новую и бывшую в эксплуатации не более 7 лет автомобильную
технику иностранного производства ставки ввозных таможенных пошлин
целесообразно оставить неизменными на 7- летний срок..." Неизменные
- значит, нынешние 25 процентов.
Импортеры аплодируют стоя нашей власти. Тем более что она
вдобавок пообещала: "пошлины могут быть снижены на не производимые
в стране отдельные типы транспортных средств, характеристики
которых отвечают перспективным международным нормам". Эксперты
тут же окрестили этот пункт "мерседесовским": лимузины в нашей
стране с "советских времен" не производятся, а их характеристики,
конечно, вполне отвечают "перспективным международным нормам".
То есть российские чиновники могут быть спокойны - их персональный
транспорт в ближайшие годы не подорожает.
05-08-2002, Труд