TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Остался только крик

ЗА МГНОВЕНИЕ ДО ГИБЕЛИ ЭКИПАЖ ТУ-154 ПЫТАЛСЯ ВЫЙТИ НА СВЯЗЬ С
ЗЕМЛЕЙ.
В минувшее воскресенье члены государственной комиссии по
расследованию причин катастрофы самолета Ту-154М авиакомпании
"Сибирь", выполнявшего рейс по маршруту Тель-Авив - Новосибирск,
обнаружили зафиксированную магнитофонами службы управления
воздушным движением запись крика...
Кто-то из пилотов авиалайнера или, возможно, штурман пытался
выйти на связь в тот момент, когда с судном что-то произошло.
"Это не слова, это вскрик, - сообщил первый заместитель министра
транспорта России Александр Нерадько. - Так кричат, испытывая
ужас". Время записи - 13 часов 45 минут 12 секунд...
Сегодня практически все, что оставалось после катастрофы на
поверхности моря, собрано. Теперь, как говорят члены
государственной комиссии, все внимание поисковиков сосредоточено
на дне, хотя шанс найти что-либо ничтожно мал. Глубина в месте
падения самолета - 2145 метров. На теплоходе "Академик Голицын"
есть необитаемый глубоководный аппарат "Тритон LX-31". Он может
опускаться и на 2,5 километра, но робот вряд ли поможет. На дне
лежит мягкий как пух ил, толщина которого около 6 метров. Скорее
всего, в нем бесследно исчезли и крупные фрагменты самолета, и
тем более "черные ящики".
Всего с поверхности моря было поднято 15 тел. Их осмотрели 97
родственников погибших, которые прибыли в Сочи из Новосибирска. В
Сочи работает госкомиссия, здесь же развернут штаб оперативного
управления поисковыми работами, и сюда же доставляли все, что
было найдено.
После трех суток напряженной работы госкомиссия, как заявил
Владимир Рушайло, получила основания для утверждения, что
"разрушение самолета произошло в результате поражения взрывного
характера".
По словам председателя комиссии, на поднятых с поверхности
моря элементах конструкции воздушного судна и внутреннего
интерьера пассажирского салона имеется множество сходных по форме
повреждений и сквозных отверстий, и в этих элементах обнаружены
"предметы, не относящиеся к конструкции самолета". Что это за
предметы, Владимир Рушайло не уточнил. Но добавил, что и в телах
погибших пассажиров тоже обнаружены "предметы, которые проходят
экспертизу".
Очевидно, речь шла о каких-то осколках или о чем-то, по форме
похожем на пули.
В субботу обломки были свезены в аэропорт "Сочи" и уместились
на полу небольшого гаража. Часть двери кабины пилотов, несколько
шарообразных кислородных баллонов, одно пассажирское кресло,
запасное колесо шасси, спасательные жилеты, какие-то детали
внутренней обшивки и изоляции из пластика и поролона, небольшие
фрагменты фюзеляжа... Многие остатки обгорели и смяты. И на
многих - отчетливые пробоины, напоминающие пулевые. Например,
откидной столик, прикрепленный к спинке пассажирского кресла, как
будто прошит автоматной очередью: в нем три практически
одинаковых отверстия.
По сведениям из хорошо информированных источников, версия
нечаянного поражения самолета российской авиакомпании "Сибирь"
ракетой, выпущенной из зенитного ракетного комплекса во время
учений сил ПВО Украины сегодня рассматривается как основная.
С-200 выстрелил в 13 часов 41 минуту. Не исключено, предполагают
эксперты,что ракета перенацелилась на более крупную мишень и
разорвалась, оказавшись рядом с пассажирским самолетом. В этом
случае образовалось бы при взрыве облако из поражающих деталей,
которыми была начинена боеголовка, и "шрапнель" изрешетила
Ту-154...
По словам члена Государственной комиссии по расследованию
причин катастрофы, председателя Межгосударственного авиационного
комитета Татьяны Анодиной, экипаж лайнера "Сибири" знал об
учениях, проводившихся в Украине. Командир самолета сделал
соответствующий запрос перед входом в воздушное пространство,
граничащее с зоной, где выполнялись стрельбы, и получил "добро"
на дальнейший полет по своему маршруту. Причем Ту-154 от маршрута
не отклонялся, шел заданным курсом на высоте 11 тысяч 120 метров.
С момента входа лайнера в воздушное пространство,
контролируемое командно-диспетчерским пунктом аэропорта "Сочи",
до его падения в море прошло всего 30 секунд. Эти последние 30
секунд остались зафиксированными аппаратурой комплекса управления
воздушным движением "Синтез". Запись изображения на мониторе
локатора продемонстрировали и журналистам. Был четко виден
момент, когда пропали сигналы, постоянно посылаемые приборами
самолета. Потом самолет начал падать. Еще несколько мгновений его
отметка оставалась на экране локатора...
Вчера из порта Сочи к месту падения самолета на теплоходе
отправились родственники членов его экипажа. Венки из живых
цветов, опущенные на воду, казались затерявшимися "каплями" в
этом огромном, безбрежном Черном море...
Игорь ЧЕРНОВ, соб. корр. "Труда".




08-10-2001, Труд