TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

ревизору дали миллион

В ДОЛЛАРАХ. ТЕАТР СБЛИЖАЕТ
КОНСЕРВАТИЗМ И АВАНТЮРИЗМ.
Людмила БЕЗРУКОВА, соб. корр. "Труда".
Известный московский режиссер Валерий Фокин приступил к репетициям
гоголевского "Ревизора". Не в столичном театрально-культурном
Центре имени Всеволода Мейерхольда, который он создал и возглавляет,
не с любимыми актерами из популярных московских театров, а в
Петербурге, с артистами "Александринки".
Этот старейший в России театр готовится к своему 250-летию.
Отмечаться юбилей будет через три с половиной года. Но уже начала
действовать специальная программа, предусматривающая, помимо
прочего, постановку целого ряда спектаклей, связанных с именами
великих в прошлом актеров и режиссеров. В частности, Всеволода
Мейерхольда, творившего на сцене этого театра в 20-х годах ушедшего
века. Ему посвящается "Антология шедевров русской драматургии"
- именно так обозначил тему проекта главный его идеолог Валерий
Фокин.
- В последние годы питерская "Александринка" сотрудничает
со многими уже состоявшимися и молодыми перспективными режиссерами,
активно ищет "свое лицо" в современной театральной жизни. Мне
это близко, интересно, - говорит Фокин. - Планы коллектива отличаются
амбициозностью, что также привлекает. Если хотя бы половину из
задуманного удастся реализовать - буду считать свою задачу выполненной.
- Почему вы решили поставить здесь "Ревизора"? И какой из
гоголевских текстов ляжет в основу постановки - авторских редакций
пьесы было, как известно, несколько?
- Да, Гоголь неоднократно переписывал своего "Ревизора". Есть
варианты пьесы с совершенно иным текстом, отличным от привычного
нам по школьной программе и различным театральным постановкам.
И у Мейерхольда "Ревизор" тоже разный. Всеволод Эмильевич ставил
его не однажды - в 1926 году, затем спустя почти десять лет,
в конце 30-х годов ХХ века... Спектакли эти категорически несхожи.
Мне ближе тот, премьера которого с большим успехом прошла в Ленинграде
в 1926-м, после чего он был запрещен цензурой. В те годы северная
столица, "Александринка" стали настоящим домом для Мейерхольда.
Он мог здесь экспериментировать, творить. Лично меня витающий
и поныне в этих стенах дух мастера возбуждает, а его идеи - и
реализованные, и так и оставшиеся в планах, набросках - дают
силы для работы. Хочется эти идеи развить, увлечь, заразить ими
зрителей.
- Надо так понимать, что в своей работе над спектаклем используете
сценографию Мейерхольда?
- Возможно, использую некоторые его режиссерские находки.
Но прямого переноса мейерхольдовской постановки не будет. Будет
моя самостоятельная творческая работа. Собственно, она уже началась.
- Актеров "со стороны" планируете пригласить?
- В "Александринке" свои хорошие актеры. Я не раз видел их
в деле, бывая на спектаклях театра. Не сомневаюсь, что мы найдем
общий язык. Главные роли - Хлестакова и Городничего - репетируют
соответственно Алексей Деводченко и Сергей Паршин. У обоих немалый
опыт, много прекрасных работ в послужном списке. Было бы странно,
если бы я отказал им.
- Принято считать, что Мейерхольд был человеком крайностей...
- В быту - может быть, не знаю. А в творчестве он крайности
сближал. Всем своим творчеством доказал, что традиция оборачивается
рутиной, если не стремиться к постоянному ее обновлению. Консерватизм
и авангардизм должны обогащать русский театр. Без их творческого
взаимодействия театр умрет.
- В вашей программе юбилейных спектаклей "Александринки" значится
также чеховская "Чайка". Как она связана с Мейерхольдом?
- Он играл в этом спектакле Треплева. По воспоминаниям современников,
играл неожиданно, ярко. Ставить "Чайку" мы пригласили Кристиана
Лупу - именитого польского режиссера. Другой крупнейший европейский
мастер - Маттиас Лангхофф из Франции берется работать над пьесой
Сухово-Кобылина "Смерть Тарелкина". Премьера моего "Ревизора"
намечена на ближайшую осень. Вышеназванных мной спектаклей -
на весну - осень 2003 года.
На осуществление программы "Шедевры русской классики на старейшей
государственной сцене России" - программы по-своему уникальной
для отечественного театра Министерство культуры РФ выделяет -
ни много ни мало! - миллион долларов. Примерно по 250 тысяч на
каждый из спектаклей. Часть средств пойдет также на реконструкцию
сцены, фойе и фасада театра.




05-08-2002, Труд