Каспий: деловые партнеры
РАЗВЕДКА НА ШЕЛЬФЕ.
ТУНЗАЛЕ КАСУМОВА.
Итоги бурения второй разведочной скважины на каспийской
структуре "Карабах" вызвали неоднозначные отклики как в
Азербайджане, так и за его пределами. Диапазон чувств - от
ликования до разочарования.
Чему же радовались и чем огорчались те, кто внимательно следит
за реализацией крупномасштабного проекта освоения минеральных
ресурсов Каспия? Ответ - в результатах проходки. Вторая скважина
дала газ и газоконденсат. Радость по этому поводу понятна: газ -
тоже очень ценное сырье. А огорчение, в общем, тоже ясно откуда -
если пошел газ, то, может, самой нефти в этой структуре и вовсе
нет.
А коль так, то не следует ли считать, что консорциум по
разведке и освоению площади "Карабах", где значительная доля
принадлежит российской компании "ЛУКойл", получил в конечном
итоге "пустышку"?
Дебаты, развернувшиеся по этому поводу в печати, в том числе и
российской, побудили меня отправиться за разъяснениями в офис
компании "ЛУКойл-Баку" к ее президенту Фикрету Алиеву.
- Фикрет Алджанович, как вы восприняли результаты проходки
второй разведочной скважины на структуре "Карабах"?
Ведь прогнозируемые запасы топлива здесь оценивались примерно
в 104 миллиона тонн нефти и 68 миллиардов кубометров газа...
- Вы же сами говорите - разведочная скважина, причем только
вторая. Так вот: разведка уже с первой попытки показала наличие в
этой структуре газа, а судя по второй - к тому же в больших
объемах. Значит, прогнозы уже наполовину оправдались. Что же
касается нефтеносности площади "Карабах", то об этом делать
окончательные выводы можно будет лишь по завершении разведочных
работ. Нефтяники хорошо знают: чтобы добиться успеха, порой
приходится бурить с десяток скважин. Участники консорциума пришли
к решению продолжить разведку. Нам нужна по крайне мере еще одна
скважина, прежде чем принимать какое-либо решение.
- Рассматривается ли возможность сворачивания деятельности
консорциума?
- Сейчас еще рано о чем-либо говорить. В консорциум по
"Карабаху" входит несколько компаний: "ЛУКойл", "Пензойл",
"Аджип", "ЛУКАджип" и Государственная нефтяная компания
Азербайджана (ГНКАР). Их общее решение, основанное на
экономических расчетах, и определит дальнейшие планы. Сразу могу
сказать, что они и в самом деле во многом будут зависеть от того,
будет ли обнаружена нефть. Но проблема не в том, что газ нужен
нам в меньшей степени. Просто в варианте с нефтью благодаря уже
существующим инфраструктурам нет нужды нести большие затраты,
связанные с ее перекачкой на берег, а с газом все транспортные
расходы ложатся на консорциум. Вот тут-то и надо считать: не
превысят ли дополнительные инвестиции ожидаемую прибыль?
- А если дальнейшая разработка "Карабаха" и впрямь окажется
нерентабельной? В какой степени аннулирование этого контракта
может повлиять на участие вашей компании в освоении других
каспийских месторождений?
- Ни в малейшей. "ЛУКойл" пришел в Азербайджан не на один
день. Помимо "Карабаха", мы участвуем в реализации проектов еще
по трем контрактам. Сейчас ведутся переговоры с ГНКАР о нашем
подключении к разработкам месторождений на суше, и, возможно, уже
осенью будет подписан еще один контракт. К тому же в своей
деятельности мы не ограничиваемся лишь нефтеразведкой и
нефтедобычей. Мы первыми открыли в Баку бензозаправочную станцию
на уровне мировых стандартов. Создали торговый дом, который смог
продать российским нефтяным компаниям произведенное в Баку
оборудование на 12 миллионов долларов.
"ЛУКойл" выступает в роли моста между Россией и Азербайджаном.
Мы реально каждодневно способствуем восстановлению
экономических связей между двумя государствами.
БАКУ.
05-08-1998, Труд