TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Нас в набитых трамваях болтает

Личный автомобиль остается для большинства из нас роскошью.
А средством передвижения по-прежнему является общественный
транспорт. Наш неизменный - битком набитый, то холодный, то
душный. И всегда ли надежный, пунктуальный? Что мешает ему?
Об этом и рассказывают собственные корреспонденты "Труда".
ВЛАДИВОСТОК.
"Заячьи" маршруты.
Жители Владивостока пока что ездят на трамваях, троллейбусах и
муниципальных автобусах бесплатно. Однако такая
благотворительность слишком накладна для городской казны, и в
недрах мэрии зреет намерение брать за проезд деньги.
Справедливости ради замечу, что по городским маршрутам ходят
автобусы, где взимают плату за проезд - 2 рубля. Но доход такие
автобусы приносят в городской бюджет небольшой, так как обязаны
бесплатно перевозить льготников. А их в городе насчитывают 55
категорий!
Во Владивостоке перевозками людей занимается немало автобусов
микро- и среднего класса японского производства. Все они ходят по
строго определенному маршруту и взимают здесь со всех поголовно
по 2 рубля за проезд. Нередко можно видеть, как водители
коммерческого транспорта бесцеремонно выталкивают пожилых людей
из дверей, когда те заикаются о своем праве на льготный проезд.
Владивосток, как известно, город морской. На его территории
имеется несколько островов, где проживают десятки тысяч человек.
Сюда, а также в отдаленные бухты ходят пассажирские катера.
Чтобы добраться, например, до острова Русский, необходимо в оба
конца отдать 20 рублей. А жителю более отдаленного острова Попова
переправа обходится вдвое дороже - 40 рублей.
Дмитрий ЛАТЫПОВ.
ИРКУТСК.
Зашевелились.
Недавно в одном из иркутских трамваев на меня свалился плафон
осветительной лампы -слава Богу, не зашиб. Факт заурядный, но
тоже говорит о состоянии общественного транспорта в областном
центре. Несмотря на то, что плата за проезд на трамваях,
автобусах и троллейбусах составляет уже два рубля, на
регулярность движения всех маршрутов бессмысленно даже
жаловаться. Парк машин изношен: ремонтная база слабая. Из этой
ситуации попытались выйти, закупая в Германии подержанные
автобусы-"мерседесы". Оказалось, что, даже подержанные, они
комфортнее и надежнее "ЛиАЗов" и "Икарусов". Теперь в Иркутске на
базе ПО "Восток" создают цех для обслуживания и ремонта этих
машин: оборонщикам - занятость, городу - транспорт. Завод
гражданской авиации ј 403 приступил к капитальному ремонту
троллейбусов, что также экономит копейку городского бюджета.
А вообще город заполнен "маршрутками": юркие микроавтобусы
отбивают хлеб у нерасторопного городского транспорта. Таких машин
(разных форм собственности) насчитывается сегодня в Иркутске
более 800.
Алексей КОМАРОВ.
НЕФТЕКАМСК.
Конкуренция с частником.
Местная администрация волевым решением затеяла на Нефтекамском
пассажирском автотранспортном предприятии рискованный
эксперимент: в два раза снизила стоимость проезда на городских
автобусах. Мол, пассажиры жалуются, что за стандартную в
республике плату 2 рубля по Уфе можно ездить дальше и дольше. А
Нефтекамск - он же город невеликий... Логика, однако, сработала
по-другому. Нефтекамцы и в самом деле стали чаще пользоваться
услугами "рублевого" автотранспорта, только городская казна
выручки от этого не получила. Эксперимент, который продлили на
неопределенное время, для автотранспортников - только лишняя
головная боль. Однако заместитель начальника Нефтекамского
автотранспортного предприятия Хамит Нурисламов считает, что
именно таким образом они смогли снять транспортные проблемы в
городе и на равных конкурировать с "частниками".
Сергей КУДРЯШОВ.
САМАРА.
Сажусь в "мерседес" - и чувствую себя турком.
На площади Революции, в старой части Самары, сажусь в автобус
"мерседес" турецкой сборки, чтобы доехать до "Металлурга" - это
заводской микрорайон на другом конце города. Автобус новенький,
просторный. Чувствуешь себя в нем настоящим турком. Жаль, ходит
редко, поэтому народу полно. На почти полуторамиллионную Самару
всего около 170 таких красавцев. Автобусы, изготовленные еще в
СССР, отдают мезозойской культурой и постепенно вытесняются с
улиц города.
В общем, еду по Самаре на турецком автобусе, а моя русская
душа болит. В городе делают ракеты и самолеты, неужели насчет
автобусов слабо?.. Так в сплошных страданиях и доехал я до
"Металлурга", убедившись на собственном опыте, что городской
транспорт действует исправно. А потом стал прояснять ситуацию.
Оказывается, в Самаре используют "мерседесы" не только турецкой,
но и голицынской (подмосковной) сборки. А в следующем году наш
"Авиакор", бывший авиационный завод, соберет сто автобусов
немецкой фирмы "Ман". А еще поступят "Икарусы" из Венгрии. В
общем, транспортный коллапс Самаре не грозит. Можно, конечно,
вбухать миллионы рубликов, чтобы наладить производство своих
автобусов. Но гораздо выгоднее заниматься сборкой, не изобретая
новых "велосипедов".
Александр ПЕТРОВ.
ВОРОНЕЖ.
Кондуктор нажимает на тормоза.
На остановке "Суворова" с превеликим трудом втискиваюсь в
заднюю дверь переполненного автобуса 23-го маршрута. Стоим три
минуты. Пять. Десять... В чем дело? Оказывается, сквозь
непролазную толпу пассажиров еле-еле продвигается водитель
автобуса и, выступая в роли кондуктора, "обилечивает".
Не хватает кондукторов и в трамваях, троллейбусах. Даже при
нынешней безработице людей на эту должность калачом не заманишь:
нервотрепки выше крыши, а зарплата - мизер: процент от
проданных билетов.
Редкий новый автобус, трамвай или троллейбус для города
становится привычной атрибутикой. По словам Ю.Колесникова,
заместителя генерального директора ПО "Воронежгорэлектротранс",
коэффициент износа подвижного состава составляет на сегодняшний
день 72 процента. И еще подлежат списанию более 80 троллейбусов и
трамваев. Покупать же новые не на что, организация несет крупные
убытки: себестоимость перевозки одного пассажира обходится от 3
до 5 рублей, а пассажир платит всего 1 рубль. Плюс выпадающие
доходы от перевозки полусотни льготных категорий граждан. Здесь
еще теряется в месяц около 50 миллионов рублей, причем эта сумма
ни из федерального, ни из городского бюджета не компенсируется.
Вот и происходит полный "обвал" общественного транспорта.
Палочкой- выручалочкой остаются маршрутные такси, но цена билета
в них не каждому по карману.
Пятерим ВАРФОЛОМЕЕВ.




05-08-1998, Труд