TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»
затворы дисковые поворотные цена, vf866dxxxg. очки защитные для пациентов в Москве. Led nichia лампы светодиодные. онлайн сайт бесплатно создать. Уборка и вывоз снега смотрите на http://www.mineralresurs-spb.ru. быстрая доставка лекарств на дом, ы в москве. черный сланец, tubag в москве

диаскан - это экономичность, надежность и безаварийность нефтепроводов

ВЛАДИМИР МОРМУЛЬ.
В начале мая 1989 года газеты и информационные агентства СССР
и мира облетела страшная весть: под Уфой в облаке паров
нефтепродуктов сгорели два пассажирских поезда, погибли десятки
людей. Причиной трагедии стала авария на продуктопроводе
сжиженного газа, проходящем неподалеку от железнодорожных путей.
Эта катастрофа обнажила серьезные проблемы с обеспечением
безопасности трубопроводного транспорта, заставила обратить на
них внимание на общегосударственном уровне. Вскоре вышло
постановление правительства, была разработана программа под
названием "Высоконадежный трубопроводный транспорт".
С тех пор (1991 г ) и ведет отсчет своего существования
российское предприятие Центр технической диагностики "Диаскан" в
городе Луховицы Московской области. Оно было создано на правах
дочернего предприятия акционерной компании "Транснефть",
занимающегося доставкой углеводородного сырья потребителям по
системе магистральных нефтепроводов общей протяженностью 48,5
тыс. км. Построенная в 60 - 80-е годы "ударными" темпами сеть
магистральных нефтепроводов значительно выработала свой
нормативный срок (33 года). Поэтому, создавая "Диаскан", компания
встала на принципиально новый путь по предупреждению аварий и
продлению срока службы трубопроводов.
Название "Диаскан" складывается из двух слов: "диагностика"
(что понятно каждому) и "сканирование" (поэтапное, поэлементное
просматривание какого-либо объекта). В данном случае - трубы, и
что особенно примечательно - изнутри. Непосвященному то, чем
занимается Центр технической диагностики, кажется каким-то
фокусом. Однако на сегодняшний день внутритрубная диагностика -
практически единственный метод, позволяющий провести сплошное
обследование нефтепровода, лежащего под слоем грунта или на дне
реки, не вскрывая его.
Суть ее заключается в том, что в трубопровод запускается
снаряд- прибор, передвигаемый потоком перекачиваемой нефти. По
всему периметру снаряда расположены датчики, предназначенные для
регистрации отклонений толщины или формы металлической стенки
трубы.
Получаемая информация регистрируется и записывается бортовым
компьютером. После завершения обследования данные обрабатываются
при помощи специальных компьютерных программ и расшифровываются
специалистами. Специалисты получают в итоге полную информацию о
характере, размерах и местоположении дефектов на трубопроводе.
Того, кто поверхностно разбирается в технике, поначалу не
убеждают рассказы о необычайной подробности обследований
трубопровода внутритрубными снарядами. Ведь ультразвуковой снаряд
на протяжении до 250 км измеряет толщину стенки трубопровода
через каждые 3 мм по длине трубы и через каждые 8 мм по ее
окружности, и всю эту информацию запоминает. "Неужели это
возможно?" - спрашивали меня знакомые, среди которых были и
инженеры. Да, это возможно, так как память снаряда может вместить
две тысячи томов "Войны и мира" Льва Толстого.
Один из инженеров, работников "Диаскана", кстати, делился со
мной психологическими проблемами, связанными с его новым профилем
работы (он пришел в "Диаскан", как и многие, из "оборонки").
"Я по специальности - "прочнист", занимался расчетами ракетной
техники. В отличие от трубы ракета выполняет свою задачу один раз
в течение короткого времени. Дефекты в конструкции в принципе
недопустимы. А тут приходится иметь дело с объектом, срок службы
которого составляет порою десятки лет и дефекты в котором в
значительном количестве накапливаются и непрерывно развиваются.
Если ничего не предпринимать, то вероятность аварии на такой
протяженной нефтепроводной системе через 20 лет возрастает до
критического значения. Чтобы обеспечить безопасность
трубопровода, надо выявить все его дефекты, рассчитать, какие из
них могут послужить источником аварии, отремонтировать последние
и периодически контролировать возникновение и развитие дефектов.
Только так можно продлить безаварийный срок службы
трубопроводов".
Как же справляется "Диаскан" с этим ответственным делом?
40 тысяч километров - длина земного экватора - столько
магистральных нефтепроводов компании "Транснефть" обследовано
снарядами-профилемерами, выявляющими грубые механические
макродефекты (вмятины, гофры). 26 тысяч километров магистральных
нефтепроводов "прощупано" ультразвуковыми снарядами,
определяющими коррозионные дефекты стенки трубы, расслоения
металла. 1,5 тысячи километров пройдено магнитными снарядами,
определяющими состояние поперечных сварных швов.
Меры, принятые для устранения обнаруженных дефектов, позволили
переломить неблагоприятную тенденцию нарастания аварийности:
суммарное количество аварий на нефтепроводах компании
"Транснефть" в 1997 г снизилось в четыре раза по сравнению с
1994 г Это серьезное облегчение для окружающей среды и
населения, так как "Транснефть" перекачивает 99,5 процента всей
российской нефти.
"Работа в "Диаскане" очень интенсивная. Диагностический снаряд
приносит деньги лишь тогда, когда находится в трубе, - говорит
генеральный директор "Диаскана", доктор технических наук,
тридцатидевятилетний Константин Черняев, - поэтому наши бригады
постоянно в движении. Цикл работы таков: сорок дней командировка
и передача в Центр полученных данных; два месяца длится
расшифровка и обработка данных с выдачей заказчику полной
информации о состоянии трубопровода. Ситуация с состоянием
трубопроводного транспорта заставляет торопиться. К двухтысячному
году более 40 процентов нефтепроводов будет находиться в
эксплуатации свыше 33 лет. Заменить старые трубы новыми на всем
протяжении экономически нереально.
Поэтому для предупреждения аварий и продления срока службы
трубопроводов с минимальными затратами компания взяла курс на
локальный ремонт только в местах тех повреждений, которые могут
стать источником аварии. Технология ремонта при этом должна
позволять вести ремонтные работы быстрее и дешевле традиционных
методов, без остановки насосных станций и без слива нефти из
трубопровода, обеспечивая высокую надежность и долговечность
отремонтированного участка, безопасность для ремонтного персонала
и окружающей среды.
Такую технологию мы сейчас внедряем и теперь можем
предоставить заказчику полный комплекс услуг - от диагностики до
ремонта трубопровода".
Следует заметить, что при создании Центра диагностики он был
оснащен самым передовым зарубежным диагностическим оборудованием,
поскольку параметры разрабатываемых отечественных диагностических
снарядов не отвечали предъявляемым техническим требованиям.
Однако зарубежное оборудование послужило "Диаскану" лишь
трамплином для самостоятельного научно-технического развития.
Ставится задача не просто грамотной эксплуатации чужой техники, а
нахождения новых конструкторских, технологических и аппаратурных
решений, совершенствования и создания в конечном итоге
перспективных отечественных ее образцов. Здесь и открывается поле
деятельности для российских "мозгов", которые покинули
конверсионные предприятия, попавшие в тяжелое финансовое
положение. Инженерно-технический состав "Диаскана" на 55
процентов представлен бывшими работниками местного авиационного
завода, а также оборонного КБ, расположенного в соседней Коломне.
В Центре работают конструкторы и технологи, специалисты в
электронной и компьютерной технике. Хорошо организованная работа
позволяет Центру стабильно выплачивать сотрудникам заработную
плату. Уверенно развивающееся предприятие дает новые рабочие
места, ведет промышленное строительство, постоянно вносит свою
все возрастающую долю в местный и федеральный бюджеты.
"Диаскан" не ограничивает рамки своей деятельности
нефтепроводами АК "Транснефть". Проводятся обследования
трубопроводов других российских компаний нефтегазового комплекса,
а также компаний из стран ближнего зарубежья. Масштаб дел Центра
диагностики говорит сам за себя: в 1997 году доля ЦТД в мировом
объеме диагностического обследования нефтепроводов достигла 20
процентов. Собственное производство, создание
научно-исследовательской лаборатории с уникальным испытательным
оборудованием, строительство полигона для отработки новых
технологий диагностики позволяют Центру технической диагностики
быть на острие научно-технического прогресса и успешно работать
на благо и процветание России.
По новизне технических решений, важности для страны решаемых
задач и весомости полученных результатов комплексная технология
"Диаскана" по обеспечению надежности магистральных нефтепроводов
вполне "тянет" на Государственную премию.




05-08-1998, Труд