TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Круглая дата

ВОСПОМИНАНИЕ О БУДУЩЕМ.
ЮРИЙ БИРЮКОВ,КОМПОЗИТОР И МУЗЫКОВЕД,
Эти песни- отзвук целой эпохи в истории страны: "Марш веселых
ребят" и "Спасибо, сердце" из фильма "Веселые ребята", "Лунный
вальс" и "Колыбельная" из "Цирка", "Москва майская", "Песня о
веселом ветре", "Чайка смело пролетела"...
А можно ли представить себе жизнь советских людей в пору
военного лихолетья без таких произведений, как "Священная война",
"Кто сказал, что надо бросить песни на войне", "О чем ты
тоскуешь, товарищ моряк?" Даже прикованный к постели, измученный
тяжелой болезнью, поэт продолжал работу в любимом жанре в
послевоенные годы (он скончался в 1949 году), свидетельство чему
- песни на его стихи к кинофильмам "Весна", "Первая перчатка"...
Но вот парадокс: если о партнерах Лебедева-Кумача - таких, как
композитор Исаак Дунаевский, - публике известно немало, то о
поэте не написано почти ничего.
Сын московского кустаря-сапожника, в годы революции Лебедев
(тогда еще не придумавший себе "красный" псевдоним "Кумач")
работал в бюро печати при политуправлении Реввоенсовета
республики, сотрудничал в военном отделе "Агит-Роста". Писал
стихи, рассказы, частушки, фельетоны для фронтовых газет, делал
подписи к плакатам Дени и Моора, лозунги для агитпоездов.
А в январе 1931 года состоялась встреча Лебедева-Кумача с
Леонидом Утесовым, которая многое определила в жизни поэта. Он
впервые попробовал свои силы в крупной эстрадной форме - написал
стихи к представлению Ленинградского мюзик-холла "Джаз на
повороте". Музыку сочинил Исаак Дунаевский.
Позже в беседе со мной Леонид Утесов вспоминал:
- Кумач был привлечен к работе над песнями к фильму "Веселые
ребята" уже после того, как значительная часть картины была
отснята, в том числе и панорама прохода пастуха Кости Потехина,
роль которого я играл, с пением "Пастушеского марша". Слова его
сочинены были другим автором. Были там, к примеру, в припеве
такие строки:
Так будь здорова,
гражданка корова!
Счастливый путь,
уважаемый бугай!
Сомневаюсь, что песня с такими словами стала бы символом
времени. Вернувшись из Гагр после окончания натурных съемок, я
отыскал Лебедева-Кумача в Москве и сказал:
"Василий Иванович! Попробуй написать другие слова.
Прошу тебя очень".
Он не заставил себя долго упрашивать, сел за работу и тут же,
прослушав напев, сочинил стихи. Я думаю, что он лучше других
поэтов-современников понимал и чувствовал время.
Потому-то и родились строки:
Нам песня строить
и жить помогает,
Она, как друг, и зовет и ведет.
И тот, кто с песней
по жизни шагает,
Тот никогда и нигде
не пропадет!
Их подхватила вся страна. Та же самая музыка вдруг стала
великой песней! Не будь этих стихов, не будь этой и других песен,
которые он написал после нее для "Веселых ребят", вряд ли фильм
имел бы такой огромный успех и признание...
"Веселые ребята" стали звездным часом неповторимого песенного
дуэта "Дунаевский - Лебедев-Кумач". Это вовсе не значит, что до
выхода на экраны "Веселых ребят" у нас не было песен. Конечно же,
были: "По долинам и по взгорьям", "Авиамарш", "Марш Буденного",
"Полюшко", "Песня о встречном". И все-таки советская массовая
песня, несущая в себе и лирическое, и героическое начала,
отразившая романтическое настроение многих людей в то время,
песня, которую народ не только слушал, но и запел повсеместно,
началась с Кумача и Дунаевского.
В наши дни стало модным "привязывать" многие из их песен к
негативным явлениям и страницам истории страны.
В театральных спектаклях и художественных кинолентах
последнего времени знаменитые песни из "Веселых ребят", "Цирка" и
других фильмов лихо монтируют с рассказами о репрессиях,
голодоморе, ГУЛагах и прочих страшных реалиях 30-40-х годов.
Неужто одни только лагеря, массовые убийства, раскулачивание
крестьян сопровождали нашу жизнь и были знамением того времени?
Были ведь в те годы и всплеск патриотизма, и массовый героизм,
который помог выстоять в великой и страшной войне. Дунаевский и
Лебедев-Кумач глубоко верили, что их произведения непременно
должны благотворно воздействовать на умы и сердца людей,
воспитывая их в большом и малом. Однажды им сказали, что "Песня о
Родине" идеализирует действительность, что не всегда еще
"старикам везде у нас почет". Поэт на это ответил: "Если этого
где-нибудь нет, так пусть будет. Когда какой-нибудь юный нахал
десять раз пропоет эти слова, он, может быть, место в трамвае
старику уступит".
Наивными романтиками были Кумач с Дунаевским. А может быть, мы
с вами не дожили, не доросли до осуществления того, о чем им
мечталось и во что верилось? Не зря и совсем не случайно
подхватил и запел их народ. И будут они жить, звучать, пока мы с
вами живы на этой земле.




05-08-1998, Труд