TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Работа над ошибками

АЛЕКСЕЙ ЛЮБИН.
Прошло уже почти четыре месяца после принятия 16 апреля
российским правительством постановления о введении 5% ставки
вывозных таможенных пошлин на изделия из алюминия, в том числе на
все виды проката. Оно вызвало шок у металлургов и протесты
руководителей российских регионов, где расположены ведущие
предприятия отечественного алюминиевого комплекса.
Еще ранней весной эксперты предупреждали, что поспешность
такого шага не только не принесет ожидаемого пополнения бюджета,
но и сделает убыточным едва встающее на ноги отечественное
производство продукции глубокой переработки алюминия. Правда,
тогда правительство пообещало через полгода пересмотреть
злополучное постановление за номером 442 с учетом всестороннего
анализа его возможных последствий. Однако теперь уже расхлебывать
содеянное придется новому правительству, а заодно и принимать на
себя ответственность как за промахи своего предшественника, так и
за собственную позицию, которая, несомненно, повлияет на судьбу
отечественных переработчиков алюминия, сотен тысяч работников
смежных предприятий и членов их семей. Понятно, что в преддверии
декабрьских выборов в Госдуму политическая "цена" предстоящего
решения будет особенно высока.
Впрочем, для большей наглядности обратимся к статистическим
данным. До распада СССР перерабатывающие предприятия алюминиевого
комплекса страны ежегодно производили полтора миллиона тонн
проката. Вопреки расхожему мнению на нужды "оборонки" из этого
объема уходило всего 400 тыс. тонн. Остальное потреблялось в
"гражданских" отраслях хозяйства... В одной только Российской
Федерации примерно 800 тыс. тонн.
В начале 90-х годов производство проката рухнуло до 3-4% от
уровня конца 80-х. Перерабатывающие заводы, в том числе
оснащенные уникальным оборудованием и новейшими технологиями,
использовали мизерные проценты своей мощности, не у дел остались
тысячи высококвалифицированных специалистов. Тем временем
миллионы тонн необработанного металла, произведенного на
российских алюминиевых заводах по толлингу, попадали за бесценок
к иностранным посредникам и уходили за рубеж вместе с прибылями
этих заводов, оказавшихся в кабальной зависимости от
толлингеров-перекупщиков.
С большим трудом отечественным переработчикам алюминия удалось
сохранить уникальные производственные мощности и кадровый костяк
специалистов-металлургов, пробиться со своей продукцией на
внешние рынки и даже добиться ее аттестации по международным
стандартам. В минувшем году они сумели почти впятеро увеличить
объемы производства по сравнению с началом 90-х годов, выпустив
170 тыс. тонн алюминиевого проката и другой продукции. Правда, из
них почти 100 тыс. тонн было поставлено на экспорт: т.к.
медленный рост платежеспособного спроса на внутреннем рынке не
мог сразу и резко переломить ситуацию. Однако у переработчиков
алюминия, которые сумели в жесткой конкурентной борьбе пробиться
со своей продукцией на рынки индустриально развитых государств, в
том числе в Америке и Западной Европе, появилась возможность
аккумулировать необходимые средства для развития производства и
создания заделов для удовлетворения растущего спроса на
внутреннем рынке, куда в последнее время уже поступало до 60%
продукции из алюминия отечественных перерабатывающих предприятий.
В нынешнем году планировалось почти удвоить выпуск проката и
других изделий из алюминия и довести их производство до 320 тыс.
тонн. Но вот введение весной 5% таможенной пошлины на эту
продукцию фактически перечеркнуло оптимистические планы,
поставило под угрозу само выживание многих предприятий. Если до
введения пошлины рентабельность производства алюминиевой
продукции на экспорт составляла 3-4%, что позволяло отечественным
предприятиям получать на тонне переработанного металла в среднем
53 доллара прибыли, то после вступления в силу злополучного
постановления 442 себестоимость тонны возросла сразу на 77
долларов и, соответственно, теперь переработчики алюминия несут
убытки в размере 24-25 долларов на каждой тонне. Короче говоря, с
апреля они вынуждены работать себе в убыток.
Чем это оборачивается для производства и бюджета, можно
увидеть на примере Самарского металлургического завода, равного
которому по мощности и технологическим возможностям нет в Европе.
Здесь менее чем за год вчетверо увеличили объем выпуска продукции
и впервые после затяжного кризиса вышли на безубыточный уровень
производства. При этом ежемесячные отчисления предприятия в
бюджеты всех уровней и внебюджетные фонды достигли 680 тыс.
долларов. СМЗ, который входит в состав промышленной группы
"Сибирский алюминий", всего за год мог бы пополнить казну более
чем на 8 млн. долларов, а вместе с налоговыми отчислениями своих
партнеров по группе вклад волжского гиганта в федеральный и
местный бюджеты составил бы почти 9 млн. долларов.
Однако с введением 5% экспортной пошлины переработка алюминия
на экспорт для СМЗ становится невыгодной. На каждой тонне
продукции потери составляют почти 25 долларов, падает
рентабельность. Выпуск запланированных 135 тыс. тонн продукции
обернется убытками в 6 млн.
долларов до конца года. Соответственно, налоговые поступления
снизятся в полтора-два раза. Становится реальной угроза
свертывания производства и сокращения персонала почти наполовину.
Нет сомнения, что все это нанесет тяжелый удар и по планам
"Сибирского алюминия", который сделал приоритетом своей стратегии
восстановление в России внутреннего рынка потребления алюминиевой
продукции путем развития уже имеющихся и создания новых
производств глубокой переработки. Заметим, что пока
рентабельность этих технологических процессов в России все еще
ниже, чем выплавки первичного алюминия. Но именно экспорт
продукции из алюминия и его сплавов обеспечивал возможность
аккумулировать ресурсы, необходимые для будущего переноса центра
тяжести из сферы производства необработанного алюминия в сферу
выпуска полуфабрикатов и готовых изделий.
Кому же на руку введение таможенной пошлины на экспорт изделий
из алюминия? Нетрудно догадаться, что он выгоден тем, кто
заинтересован в том, чтобы производство продукции глубокой
переработки алюминия в России не встало на ноги. А для этого
нужно сделать его убыточным и вытеснить российских конкурентов с
перспективных внешних рынков, закрепить за ними подчиненную роль
поставщика необработанного алюминия для перерабатывающих
предприятий индустриально развитых стран Запада. Тогда можно
будет увеличивать собственные барыши за счет присвоения прибыли
наших алюминиевых заводов, работающих на толлингеров-посредников.
Ведь только их интересы не затронуло введение 5% пошлины на
экспорт алюминиевой продукции.
И последний вопрос: действительно ли правительство ради
сиюминутной и весьма призрачной выгоды готово допустить
свертывание отечественного производства изделий из алюминия,
разорения едва оправившихся после затяжного кризиса российских
производителей полуфабрикатов и готовой продукции высоких
переделов алюминия, потерю с таким трудом завоеванных зарубежных
рынков?




05-08-1999, Труд