TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Куда исчезли сокровища черного принца

СЕРГЕЙ ТУРЧЕНКО.
60 миллионов золотом, находившиеся на затонувшем в
Балаклавской бухте 145 лет назад английском фрегате, возможно,
были тайно подняты чекистами в 20-е годы.
В Балаклавской бухте на Черном море закончилась очередная
экспедиция по поиску так называемого золота "Черного принца". Ею
руководил капитан первого ранга запаса Виктор Коржов, который
недавно побывал в нашей редакции и рассказал о результатах
поиска.
Сегодня, наверное, немногие знают о драматической истории
английского трехмачтового фрегата "Принц", который нашел свою
гибель в 1854 году у берегов Крыма. В 1897 году Великобритания
обнародовала сенсационные данные о том, что "Принц" вез для
солдат английского экспедиционного корпуса не только
продовольствие и одежду, но и многомесячное жалованье - десятки
бочонков, заполненных золотыми монетами. С этого момента и берет
начало "золотая лихорадка" вокруг "Принца". Десятки, сотни
подводных поисковых экспедиций из года в год терпели крах. Со
временем оценки подводного клада возросли до гигантской цифры -
60 миллионов золотых рублей, а погибший корабль стали называть не
просто "Принцем", а "Черным принцем", потому что очень уж
"черной" была его судьба.
Включился в поиски подводного клада и Виктор Коржов с бывшими
сослуживцами.
- Первым делом мы внимательно изучили документы, связанные с
гибелью "Принца" и со всеми поисковыми экспедициями, которые
состоялись до нас. Вкратце выяснили следующее.
В начале ноября 1854 года к Балаклавской бухте подошел
английский трехмачтовый фрегат "Принц". Но войти в гавань не смог
- начался жестокий шторм, который к 14 ноября достиг апогея. У
стоявших на балаклавском рейде судов (их собралось около
тридцати) не выдержали якорные цепи и канаты. Эскадру бросило на
прибрежные скалы. Капитан "Принца" попытался спасти фрегат,
направив его в узкое горло Балаклавской бухты, чтобы укрыться в
ней от разбушевавшейся стихии. Но помешала срубленная
бизань-мачта, такелаж которой запутался в гребном винте и
практически лишил корабль хода. "Принц" под напором ветра и волн
врезался в скалу и вскоре затонул, унеся с собой в пучину 150
моряков экипажа и груз. А вообще тот жесточайший шторм, как Божье
провидение, лишил английских агрессоров целой эскадры. В море
нашли свою погибель 30 кораблей и свыше 1000 интервентов. О
золоте, утонувшем вместе с "Принцем", долгое время ничего не было
известно. Документы рассекретили через сорок с лишним лет после
окончания Крымской войны.
Первыми совершили попытку поднять золото "Черного принца"
французы. Водолазы обнаружили суда, затонувшие в Балаклавской
бухте, но "Принца" среди обломков отыскать не удалось.
Следующая попытка была за русскими. Экспедицию возглавил А.М.
Пластунов, сконструировавший оригинальную "подводную машину".
Она представляла собой огромную металлическую трубу, нижний конец
которой оканчивался подводной камерой. Это изделие опустили в
море в районе предполагаемого места гибели "Принца". Водолаз
спускался по трубе вниз с помощью веревочной лестницы и через
иллюминаторы камеры осматривал морское дно. Эта экспедиция тоже
не сумела разобраться в обломках кораблекрушений и найти среди
них вожделенное золото.
Осенью 1901 года пришла очередь итальянцев попытать счастья на
поприще подводного кладоискательства у берегов Крыма. Оглашая
окрестности звоном колоколов громкого боя, в Балаклавскую бухту
вошел пароход "Генуя". Во главе итальянской экспедиции стоял
конструктор новейшего по тем временам водолазного аппарата
Джузеппе Рестуччи. Итог сего предприятия - поднятые со дна моря
ящики со свинцовыми пулями и изъеденная морской водой подзорная
труба.
Первая мировая война, а затем гражданская надолго прервали ход
поисков золота "принца". Лишь в 1923 году о подводном кладе
заговорили снова. В ГПУ (бывшее ЧК) пришел морской инженер В.С.
Языков и заявил, что готов поднять золото, хранящееся под водой у
берегов Балаклавы. Вскоре была создана экспедиция подводных работ
особого назначения (сокращенно ЭПРОН). Конечно, не только для
подъема "Черного принца". Задачи перед ней стояли глобальные. 18
июня 1918 года под Новороссийском нашими моряками была затоплена
половина эскадры Черноморского флота, дабы корабли не достались
противнику.
Эпроновцы сконструировали глубоководный аппарат, через
иллюминаторы которого можно было осматривать дно и по телефону
сообщать об увиденном наверх. Аппарат был сопряжен с механической
рукой, позволявшей захватывать небольшие предметы.
В архиве УБГ Украины сохранились документы, свидетельствующие
о том, что эпроновцы разыскали на дне остатки "Принца" (он был
единственным металлическим кораблем из числа здесь погибших). Но
бумаги, касающиеся дальнейшего, исчезли. Неизвестно и то, когда
произошла их пропажа.
Дальнейшие сведения относятся к японской экспедиции 1927 года.
За поиски золота взялась крупная водолазная фирма Страны
восходящего солнца. Десятки водолазов в течение нескольких
месяцев буквально ощупывали каждый сантиметр дна, но снова
потерпели фиаско.
С тех пор ни одна страна мира больше на сколь-нибудь серьезном
уровне поиском золота "Черного принца" не занималась.
- У нас была возможность использовать землесосный снаряд, -
продолжал рассказ Коржов. - Прокачивая грунт, поднятый в районе
гибели "Принца", через специальное огромное сито, мы ожидали, что
оно задержит золотые монеты. И действительно, за три месяца
работы мы обнаружили... аж три монеты чеканки 1821 года. Все!
Зато воочию убедились в высказанном японской печатью еще в 30-е
годы предположении. Заключалось оно в том, что, мол, чекисты в
двадцатые годы нашли "Принца", тайно вырезали и подняли часть
корабля, расположенную в районе мидель-шпангоута, где и
находились бочонки с золотом. Вырученные средства пустили на
нужды восстановления страны после иностранной военной
интервенции.
Действительно, обследовав тщательнейшим образом корабль, мы не
нашли его средней части. Она словно испарилась. Это единственное
стоящее открытие, сделанное нашей экспедицией.
На такой грустной ноте закончил свой рассказ бывший
ас-подводник.




05-08-1999, Труд