TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Жадный мент

ВИКТОР ХЛЫСТУН.
ОДИН ДЕНЬ ИЗ ЖИЗНИ ОПЕРАТИВНИКОВ УПРАВЛЕНИЯ СОБСТВЕННОЙ
БЕЗОПАСНОСТИ МИЛИЦИИ МОСКОВСКОЙ ОБЛАСТИ ИГОРЬ БАБИЧЕВ ИЗ ТЕХ, КТО
НЕ ЛЮБИТ ХАМСТВА.
- Мужики могут и подраться, но унижать - никогда. А этот -
звонит, не представляется, а сразу: "Ну, ты че! Машину хочешь
получить? Приезжай в Рузу, на 86-й км".
Звонил, как потом выяснилось, прапорщик. В 11 утра он
тормознул машину фирмы, где работает Игорь. Инспектор знал, кого
останавливать: фура везла скоропортящийся груз - цветы. Лишняя
остановка - убыток. Поэтому фирмачи специально закладывают в
себестоимость товара деньги на взятки работникам ГИБДД. Так
делают все компании, занимающиеся автоперевозками любых товаров
по российским дорогам. И наши, и иностранные. Так что рэкет
гаишников на трассах оплачивают не только россияне. Фирма Игоря
выделяла 200 долларов на каждый рейс. И все шло хорошо. До
сегодняшнего дня. Видно, разыгрался аппетит у госрэкетира.
Или прапорщик лишний раз решил доказать истинность поговорки:
все, что принадлежит народу, принадлежит прапорщикам. Задержать
автомобиль он мог запросто, если даже все в порядке.
На этот раз прапорщик сказал водителям фуры прямо: "Вы везете
контрабанду. Платите 5000 долларов, иначе отправлю на таможню".
Тогда и раздался тот самый звонок в кабинете вице-президента
фирмы Игоря Бабичева.
- Я срочно отправил своего помощника на место и к 13 часам
знал:
уговаривать инспектора бесполезно - требует 5000. Надо
привезти не позже 20. Что делать? Помощнику велел оставаться там.
А сам набрал "02" и попросил управление собственной безопасности
милиции по Московской области. Дали телефон доверия: 917-5301.
Инициатор создания собственной службы безопасности - бывший
министр МВД РФ Анатолий Куликов. Демократические шаги в стране,
полагал министр, надо начинать с организации контроля за работой
всех силовых подразделений и других структур, которые имеют
отношение к приватизации, распределению государственных средств,
материальных ценностей и природных ресурсов. "Криминализация
милиции идет полным ходом, - говорил тогда А. Куликов. - Чтобы ее
остановить, поднять авторитет милиции и добиться хороших
результатов в борьбе с преступностью, надо принимать очень
жесткие меры. Создание УСБ три года назад и было одной из таких
мер".
Подготовка.
Разговаривал с Игорем Дмитрий - оперативник.
- Меня переспросили несколько раз, действительно ли машина
чистая и согласен ли я идти до конца - риск-то большой. А чего
мне не идти - я не из пугливых. Сильно разозлил меня прапорщик.
Дмитрий попросил захватить 5000 долларов и приехать.
Дмитрий: "Главное для нас - уговорить потерпевшего работать с
нами. Редко кто соглашается быстро, как Игорь Юрьевич. Тут ведь
надо не только артистом быть, но и смелым. Чтобы не выдать себя
во время передачи денег Правда, мы готовим его очень
старательно. Много раз повторяем, как он должен вести разговор с
вымогателем, как и когда подать сигнал нам, куда встать, чтобы мы
успели не только повязать подозреваемых, но и все снять на
видео".
Рекогносцировку попросили провести помощника Игоря. Тот
старательно запомнил расположение поста, машины (ее загнали на
стоянку), гаишников, отъехал и сообщил все по сотовому. Вышел
сносный план. В Москве в это время Игорь получал последние
инструкции. Его уже напичкали техникой - микрофон радиосвязи,
диктофон. Около 19 позвонил помощник Игоря из Рузы: у гаишников
пересменка в 20 часов. Его попросили сказать, что деньги собрали
и выехали - скоро будут. От денег эти гаишники ни за что не уедут
- жадные.
Дмитрий: "С машинами у нас всегда тяжело. Их не напасешься.
Если хоть один инспектор ГИБДД засечет нашу машину, сразу все
гаишники в курсе - оповещение у них поставлено хорошо. Поэтому мы
берем свои авто или у друзей. Наш "жигуленок" в это время был
"засвечен" именно на Минской трассе. На этот раз Игорь Юрьевич
пообещал достать "джип" с затемненными стеклами".
Разговор.
Помощник Игоря встретил "джип" в нескольких километрах от
поста ГИБДД. Нарисовал план и дал словесный портрет прапорщика -
главного подозреваемого. Сказал, что гаишники поехали в роту
сдать оружие (уже хорошо!) и сейчас прибудут. Документы на фуру у
них. Сама фура на стоянке метрах в 170 от поста. Водители сидят в
кабине, как и договорились. Им лучше не высовываться - мало ли.
Поехали. Не доезжая поста, развернулись и поставили "джип" так,
чтобы от стоянки не было видно, есть ли там люди. В нем остались
четверо оперативников, а Игорь быстро выскочил и пошел к стоянке
- никого!
- Ну, думаю, раскусили, - рассказывал позднее Игорь. - Но тут
подъехала "Нива". Прапорщика я увидел первым. Мужик лет 35.
Ничего примечательного, ходит вразвалку, улыбается. При нем
капитан. Именно при нем, потому что капитан не проронил ни слова
и вел себя так, будто происходящее его не касается. Прапорщик
сразу: "У тебя машина ворованная. Мы загоняем ее на таможню. Там
с тебя 50 штук потребуют".
Говорит грубо, тыкает, матерится.
Сначала Игорь попытался заговорить о том, что документы на
фуру в порядке, что их машины ездят здесь постоянно, но прапор
его остановил матом. Пришлось бить на то, чтобы снизил сумму.
Фирма небогатая, может, 3000 хватит? Ответ тот же - мат. Тут,
наверное, первый раз и прозвучала из его уст цифра - 5000 штук.
Потом он повторил ее не один раз.
Действительно, жадный оказался. Правда, дал обоснование:
видишь, дескать, на посту сколько народу - мне надо со всеми
делиться. Игорь попытался отвести прапора в сторону, чтобы
говорить один на один, но был ответ: "Командир в курсе". В конце
концов предложил договориться на будущее, чтобы таких
"недоразумений" не было. Прапорщик растаял. Сказал, что обеспечит
зеленый для машин фирмы до Москвы. Дал сотовый телефон.
И тут другой инспектор, что находился ближе к посту, поднял
жезл перед очередной фурой. Машина объехала "джип" и
остановилась. Инспектор медленно пошел к ней. Сейчас он увидит,
что в "джипе" кто-то есть. Игорь быстро вытащил конверт.
Прапорщик к нему не притронулся, а велел взять капитану. Тот
бросил конверт в салон "Нивы" и взял оттуда документы на фуру.
Игорь начал старательно гладить себе волосы - подавать условный
знак оперативникам.
Захват.
Все произошло в несколько секунд. Игорь услышал топот за
спиной и увидел, как резко окаменело лицо прапорщика, а капитан
чуть дернулся назад и попытался выбросить документы на фуру. Но
не успел. Один оперативник прыгнул на капитана, другой свалил на
землю прапора. Третий снимал на камеру все, что происходит.
Четвертый, Вадим, почему-то направился в сторону поста ГИБДД.
Оттуда бежали милиционеры и стреляли на ходу из пистолетов. Игорь
увидел, как один из них передернул затвор автомата - сейчас даст
очередь. Тут он вспомнил, что оперативники учили его при первом
же выстреле валиться на землю, и пригнулся за "Нивой". Вслед за
Вадимом бросился Дмитрий. Они кричали что-то про УСБ и махали
красными удостоверениями: как в кино.
Михаил Королев, начальник УСБ милиции по Московской области:
"Наши оперативники подготовлены хорошо. Оружие мы не
применяем, хотя оно всегда при себе. Задерживать милиционеров
труднее, чем бандитов. Там знаешь: преступник вооружен и может
выстрелить, этого ожидаешь, готовишься. А тут: Наши ребята
работают в гражданской одежде. В Рузе те, кто был на посту ГИБДД,
могли запросто подумать, что на их коллег напали бандиты. Потому
и побежали на помощь. Но это - редкий случай. Обычно
задерживаемые даже не успевают понять, что происходит. До
смешного доходит порой. Один участковый стал домогаться матери
подростка, который подрался. Пообещал ей прикрыть дело на сына
вот за такую "взятку". Женщина пришла к нам. Решили брать "с
поличным". Снабдили женщину техникой. Когда дошло до дела, она
сказала ключевое слово. Мы выломали дверь и ворвались в комнату.
Так и взяли бедного участкового без штанов: ".
Когда Игорь увидел, как бежавший с автоматом милиционер
отсоединил рожок с патронами, вздохнул свободно.
Месть.
После задержания прапорщика и капитана, съехалось много
начальства ГИБДД. Командир полка сразу внес ясность: за то, что
инспектор продержал машину больше трех часов и не предъявил
никаких обвинений, его можно увольнять. Так записано в законе. А
на практике в тот же вечер гаишники решили помучить бедных
водителей и заявили, что машину придется гнать в Одинцово на
таможню. Для проверки. Но тут вмешались оперативники УСБ.
Оказалось, таможенный пост находится недалеко от поста ГИБДД.
Пригласили сотрудника. Тот никаких претензий не имел - машина
с цветами уехала в Москву.
Через неделю фуру с теми же водителями опять тормознули на
Минской трассе. В кабинете Игоря Бабичева снова раздался звонок.
Наученный опытом, он сразу обратился к оперативникам. На разбор
поехали вместе. Все утряслось, но гаишник успел сказать Игорю
один на один: мы вас доконаем, раз наших тронули, ездить по
трассе не будете...
Михаил Королев: "На тех, кто приходит к нам, идет иногда нажим
со стороны задержанных, их друзей. Мы в таких случаях действуем
согласно закону - защищаем потерпевших. Из Рузы мне пришлось
вызывать руководство ГИБДД и делать внушение. Они отстали. А
вообще я скажу, что расправ с потерпевшими еще не было - только
угрозы".
Недавно другую машину той же фирмы остановили на Алтуфьевском
шоссе в Москве. Вряд ли из-за мести. Просто так остановили и
отправили в таможню. Чем кончилось, спрашиваю Игоря Бабичева.
- Гаишники часто останавливают в пятницу, поскольку таможня в
выходные не работает. Значит, машина будет стоять двое суток -
такой вот метод вымогательства. Мы платить не стали. Фура
простояла 7 суток. Выяснилось, что все в порядке. Но цветы
погибли. Убыток составил около 25 тысяч долларов. Поэтому 200
долларов мы продолжаем выдавать водителям - в России дорог много:
Что с прапорщиком и капитаном? Меня несколько раз вызывали в Рузу
для дачи показаний, но пока из прокуратуры я не получил никакого
ответа.
Статистика.
За первое полугодие, по материалам УСБ, за различные нарушения
в Московской области уволено 30 сотрудников органов внутренних
дел, двое понижены в должности, 60 материалов передано в органы
прокуратуры, 40 дел возбуждено, 13 работников милиции и 7
гражданских лиц привлечены к уголовной ответственности.




05-08-1999, Труд