TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

На линии шеварднадзе без перемен

КОРАБЛИ США
ПРОДОЛЖАЮТ ЗАДЕРЖИВАТЬ РОССИЙСКИЕ СУДА.
2 августа с.г в газете "Труд-7" был опубликован материал
"Беспредел на "линии Шеварднадзе". В нем анализировалась ситуация
с задержанием кораблем береговой охраны США в Беринговом море
российского рыболовного траулера "Петропавловск". Причина
инцидента в том, что еще в 1990 году тогдашний руководитель МИД
СССР Э.Шеварднадзе и госсекретарь США Дж. Бейкер подписали
соглашение о разграничении морских пространств в Беринговом и
Чукотском морях.
Так называемая "линия Шеварднадзе" отрезала 50 тысяч
квадратных километров российских морских угодий, особенно богатых
рыбой. Верховный Совет СССР, а затем и Совет Федерации РФ не
ратифицировали этот документ, как ущемляющий национальные
интересы России. Однако американцы его в одностороннем порядке
узаконили и теперь в исконно российской экономической зоне
диктуют свои условия.
3 августа 1999 года американские пограничники пытались
арестовать здесь владивостокский траулер "Гиссар", но на пути
стала целая флотилия наших рыболовецких судов, и янки
ретировались. Через несколько месяцев патрульный корабль США
задержал наш траулер "Механик Брызгалин", учинил на нем обыск, но
не нашел ни рыбы в трюмах, ни доказательств пересечения "линии
Шеварднадзе" в судовых документах. 2 августа 2000 года янки
захватили наш траулер "Спитак" и отконвоировали в порт
Датч-Харбор на Аляске. 26 июля с.г в тот же американский порт
был насильно приведен и "Петропавловск". Он до сих пор находится
там вместе с 80 моряками. МИД так и не нашел пока адекватных мер
для вызволения российских граждан из американского "плена".
И вот новый инцидент. 29 августа в том же районе береговая
охрана США пыталась задержать рыболовный траулер "Капитан
Масловец", принадлежащий Находкинской базе активного морского
рыболовства. Очень странно то, что, как сообщили информационные
агентства, в этом случае американцам помогали наши пограничники.
"Капитан Масловец", как говорится, еле унес ноги и спрятался в
гавани чукотского поселка Беринговский.
Американцы утверждают, что траулер пересек "линию Шеварднадзе"
и вел лов рыбы якобы в экономической зоне США. Руководитель
Находкинской базы Анатолий Колесниченко категорически отвергает
это обвинение, констатируя лишь то, что "Капитан Масловец" зашел
лишь в так называемую буферную зону, которая целиком лежит в
российской акватории. Мнение наших пограничников выяснить не
удалось. Адмирал Вячеслав Сержанин из департамента морской охраны
категорически отказался дать хоть какую-либо информацию по
инциденту.
- Нашим пограничникам в поисках одобрения от американских
коллег не миллиметры следовало бы считать по карте, а защищать
российские суда от произвола, - сказал мне в телефонном разговоре
опытнейший находкинский капитан - наставник Николай Пеньков. - Но
в принципе проблема в другом. Госкомрыболовству нужно раз и
навсегда решить вопрос с "линией Шеварднадзе", которая расколола
традиционную для российских рыбаков зону рыболовства. А также
добиться от нашего правительства восстановления "коридоров" для
перегруза и хозработ на российских судах у береговой черты
Беринговоморья. Сегодня наше родное государство установило такие
драконовские зоны, что приморский флот ведет перегрузы,
бункеруется топливом, оказывает медпомощь только в условиях
открытого и вечно штормового моря.
С этими вопросами я обратился в Госкомрыболовства. Там
разъяснили, что руководство ведомства многократно обращалось в
правительство с просьбой урегулировать названные проблемы. Но,
видимо, у нас так много людей, воспринимающих интересы США как
свои, что из правительства поступило распоряжение...
неукоснительно выполнять пункты "советского" соглашения
Шеварднадзе - Бейкера, хотя оно и не ратифицировано в России.
Правда, МИД РФ с 1997 года ведет переговоры с США по
урегулированию спорных пунктов пресловутого соглашения. Но когда
будет результат, неизвестно.
А пока защищать наших рыбаков некому. Американцы, потребовали,
чтобы "Капитан Масловец" немедленно прибыл для разбирательства в
Датч Харбор на Аляску. Что делать? Идти унизительно и небезопасно
(вспомним судьбу экипажа "Петропавловска"). Не пойти -
американская береговая охрана захватит судно во время следующего
рейса в наших же водах. Да еще и российские пограничники,
глядишь, ей помогут.
Сергей Иванов




05-09-2001, Труд