TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Что за история, создатель? будут ли новые учебники, которые правительство предлагает издать в быстром темпе, лучше старых

Возбуждение по поводу качества школьных учебников, охватившее
государственных мужей перед 1 сентября, понемногу спадает.
Премьер Михаил Касьянов, поразивший публику темпераментной
критикой книжки по "Новейшей истории", успел сменить пылкие речи
на конкретные дела. Принято решение о конкурсе среди
разработчиков новых и более совершенных учебников, в которых по
поручению правительства детям наконец сообщат о ценностях
демократического общества и достижениях рыночной экономики в
последнее десятилетие. Учебники, по мнению Михаила Михайловича,
необходимо издать "в быстром темпе", чтобы они успели поступить в
школы к сентябрю 2002 года.
Педагоги и специалисты в области учебного книгоиздания этот
порыв встретили с некоторым недоумением. Написать хороший учебник
непросто, он требует многолетней кропотливой работы и непременно
- последующей апробации. Тем более, если речь идет об истории,
самом "непредсказуемом" предмете. Последнее десятилетие преподало
нам по этому поводу хороший урок. В начале девяностых
воодушевленные внезапно открывшейся свободой авторы разного толка
- от либералов до монархистов - принялись активно переписывать
историю России ХХ века. Первые учебники "нового образца" пеклись
как блины - очень быстро, но не всегда качественно.
На школу буквально обрушился поток исторической литературы. А
учитель был вправе выбирать учебник, так сказать, по своему
образу и подобию. К примеру, педагог-демократ предпочитал изучать
вместе с учениками историю в интерпретации Андрея Сахарова,
педагог- коммунист - книги советского времени, по которым
когда-то занимался сам. Какое-то время у московских
старшеклассников был в обиходе учебник Игоря Долуцкого, в котором
говорилось, что в семнадцатом году Зимний брали пьяные матросы, а
общую ситуацию в Питере того времени Игорь Иванович ничтоже
сумняшеся описывал так: "Столица внешне выглядела спокойно. Ни
демонстраций, ни шествий. По Невскому вечером прогуливались
проститутки". Сей "шедевр исторической мысли" был в конце концов
изъят из школьных библиотек. В это же самое время депутаты
Воронежской и Белгородской областных дум воевали с "Новейшей
историей" Александра Кредера, который по следам американского
президента Рейгана называл СССР в своем учебнике "империей зла".
Министерство образования к 2000 году довело общее количество
наименований учебников на одного школьника с первого по
одиннадцатый класс до рекордной цифры - 1088. Причем, как
рассказала корреспонденту "Труда" руководитель департамента
экспертизы учебных изданий Минобраза Надежда Габрусева, все эти
издания имеют гриф либо "рекомендованных", либо "допущенных", то
есть никаких противопоказаний к использованию в учебном процессе
как первых (считающихся, впрочем, более предпочтительными), так и
вторых нет. Мало того, заметила Надежда Ивановна, в законе об
образовании нет запрета на использование учебников вообще без
всякого грифа.
Заведующий кафедрой методики преподавания истории Московского
городского педагогического университета Кирилл Митрофанов,
которого мы попросили прокомментировать ситуацию, считает, что
разноголосица в преподавании столь сложного и деликатного
предмета, как история, для сегодняшней России, в которой
отсутствует гражданское общество и все еще не выработана общая
стратегия развития страны, - явление вполне логичное. Претензии
тут должны быть отнюдь не к авторам учебников. "Пятнадцать лет
назад государство отстранилось от образования, а теперь пытается
поставить часовых и контролировать процесс, - сказал Кирилл
Германович. - Много есть примеров тому, что из исторических
ошибок уроки не извлекаются. Но, во всяком случае, одному
история, несомненно, учит. А именно:
простые решения сложных вопросов на государственном уровне ни
к чему хорошему не приводят. Нет, я не против задач, которые
ставит перед авторами будущих учебников правительство, я против
простых решений".
Марина МАЦКЯВИЧЕНЕ.




05-09-2001, Труд