TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

ядерный чемоданчик остается при гончарове

ПЕРВЫЙ СБОР ТРУППЫ "МАЯКОВКИ" НАКАНУНЕ НОВОГО СЕЗОНА ОПРОВЕРГ
СЛУХИ ПО ПОВОДУ ОТСТАВКИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО РУКОВОДИТЕЛЯ ТЕАТРА.
Разговоры о том, что Андрей Александрович Гончаров в силу
преклонного возраста и плохого состояния здоровья уже не может
вести большой коллектив, ведутся давно, а выступления некоторых
артистов, сетующих на свою незанятость в репертуаре, только
подогревают их.
Оно и понятно: кому же понравится сидеть в ожидании новых
ролей, когда время уходит, а значит, все меньше остается шансов
сыграть заветное. Но тут получается замкнутый круг С одной
стороны, художественный руководитель, даже самый энергичный, не в
состоянии обеспечить всех артистов огромной труппы новыми ролями,
поскольку из-за сложного финансового положения репертуарных
театров здесь можно выпускать только 4-5 спектаклей в год. С
другой стороны, затерявшийся где-то в коридорах власти закон о
театре, до сих пор не принятый Думой, оттягивает на
неопределенный срок давно назревшую проблему реформирования
стационарных коллективов. Время от времени на этой почве
возникают конфликты то в одном театре, то в другом, рождая
иллюзии, что смена художественных руководителей способна что-то
изменить в судьбе людей.
В прошлом сезоне разразился скандал в Театре Сатире, когда
артисты буквально низвергли с "трона" 90-летнего Валентина
Плучека. И вот теперь такого же рода страсти нагнетаются вокруг
Гончарова, на место которого прочат то Сергея Яшина, то Леонида
Хейфеца. Что касается последнего, не думаю, чтобы Леонид Ефимович
горел большим желанием занять этот пост, помня свой горький опыт
руководства в Театре Российской армии, откуда его вынудили уйти
разборки, связанные с незаконной арендой помещения. Ну а у Сергея
Яшина и так хватает работы в своем Театре имени Гоголя.
Заместитель председателя комитета по культуре правительства
Москвы Андрей Порватов сообщил на сборе труппы, что в его
ведомстве никаких разговоров о расторжении контракта с Гончаровым
не ведется и вестись в ближайшее время не будет, поэтому пусть
Андрей Александрович спокойно поправляет свое здоровье в
больнице. В свою очередь, мэтр отечественной режиссуры прислал
письмо коллегам (как это в свое время делал Константин Сергеевич
Станиславский), которое тут же зачитали. В нем он с юмором
сообщил, что ключ от своего "ядерного чемоданчика" пока никому не
собирается передавать, но надеется на продолжение репетиций в уже
начатых спектаклях:
"Входит свободный человек" Тома Стоппарда (режиссер Юрий
Иоффе), "Строитель Сольнес" Генриха Ибсена (режиссер Татьяна
Ахрамкова) и "Король Лир" Вильяма Шекспира (режиссер Леонид
Хейфец), где в заглавной роли выступит Михаил Филиппов. Сильно
похудевший и осунувшийся за время болезни своей жены, он сказал,
что Наталья Гундарева потихоньку поправляется и передает всем
большой привет. Он также не преминул вспомнить о нетактичном
поведении некоторых журналистов, которые одолевают его
беспардонными вопросами, пытаясь устроить вокруг постели больного
человека что-то наподобие развлекательного шоу.
Конечно, его можно понять, но ведь инцидент с уходом
Гундаревой из спектакля Адольфа Шапиро "Кабала святош" во МХАТе
имени Чехова накануне премьеры и случившаяся затем трагедия с
любимой актрисой тоже не могли остаться не замеченными прессой...
Наверное, дело тут в журналистской этике, в умении подать
материал так, чтобы это не ранило родных и близких пострадавшего
человека. Не стоит забывать, что каждый репертуарный театр, где
люди десятилетиями работают вместе, тоже похож на большую семью,
в котором и беды, и радости переживаются сообща. Поэтому, как мне
кажется, обрушившиеся на "Маяковку" несчастья, скорее всего,
сплотят коллектив, а не наоборот. Ведь у русских артистов, в
отличие от западных, особый менталитет. Они, как это ни странно,
готовы работать бесплатно, лишь бы были интересные роли.
Любовь Лебедина.




05-09-2001, Труд