Телеакцент
БЫКОВ НАДО ЖАЛЕТЬ. ЛЮДЕЙ ТОЖЕ.
В грядущие выходные, 8 и 9 сентября, в столичном
спорткомплексе "Олимпийский" должны были состояться два
представления португальской корриды. С этой целью в Москву
завезли полтора десятка быков, специально обученных верховых
лошадей. Провести зрелище приехали тореро со своими командами. На
неожиданный запрет "боев быков", на которые уже успели продать
часть билетов, многие телеканалы отозвались не только краткой
информацией, но и представили как событие...
В пятничном выпуске "Перекрестка" ("Московия") сошлись в споре
один из устроителей корриды Андрей Агапов и отец Всеволод Чаплин.
Как известно, против корриды протестовала православная церковь.
Ее аргументы - негуманное отношение к животным и нарушение
национальных традиций развлечений, опасность прямой или косвенной
пропаганды жестокости - прозвучали и на сей раз. Оппонент,
человек верующий, сопротивлялся довольно вяло, больше тужил по
поводу впустую потраченных средств. Молодая ведущая ничем не
выдавала своей позиции и бдительно следила, чтобы разговор не
перешел на сугубо телевизионные темы.
Тем же самым, кажется, был озабочен и маститый телеведущий
Владимир Познер воскресным вечером во "Временах" (ОРТ). Он
выразил свое решительное неприятие жестокого зрелища, с которым в
свое время познакомился в Испании, но тут же посетовал на
"нарушение прав россиянина", лишенного, мол, собственного выбора
- смотреть или не смотреть ему лично вполне отвратную корриду. И
снова ни слова о ТВ. А ведь, казалось, конфликт вокруг боя быков
был прекрасным поводом поговорить и о самом телевидении. Почему,
скажем, в последние годы оно активно пропагандирует такие далекие
от российских традиций и одновременно предельно жестокие виды
спорта, как кикбоксинг или борьба без правил? Почему телеканалы
заполнены "под завязку" заокеанскими боевиками, в которых людей
постоянно мучают, убивают самыми изощренными способами? Почему
бычью кровь проливать (на публике, понятно) негуманно, а людскую
- вполне допустимо?
Мне возразят, что в кино, мол, все жестокости происходят
"понарошку", драки там исполняют опытные каскадеры, а вместо
крови льется имитирующая ее краска. Все так, но ведь известно -
визуальное изображение действует на зрителя так, что заставляет
его воспринимать все эти невсамделишные ужасы всерьез. И у
некоторых (мягко скажем) вызывает желание подражать "героям". И
накапливать, особенно в юных, неокрепших душах, привычку к
жестокости и убийствам.
Впрочем, ТВ недолго ограничивалось лишь демонстрацией фильмов,
основанных на крови. Вскоре оно научилось жестокости и в своих
собственных программах - тех, где все проиходит на самом деле.
Вспомните передачу Николая Фоменко "Перехват", где добровольцы
состязались в игре на выживание в разных стихиях: огне, воде,
воздухе. А уж потом, победив соперников, оказывались один на один
с профессионалом-боксером на ринге. Тогда же авторы передачи
признавались, что западные коллеги завидовали им: подобные
программы там если и разрешают, участники их требуют таких
громадных страховок, что стоимость проекта становится непомерно
дорогой. В нашей же стране находились безумцы, готовые рисковать
жизнью за гроши.
И сегодня, как можно убедиться, знакомясь с планами разных
телеканалов на открывающийся сезон, в головах телевизионщиков,
жаждущих победы в гонке за рейтингами, не последнее место
занимают далекие от гуманного отношения к человеку творческие
замыслы. В минувший четверг популярная столичная газета сообщила
о премьере ОРТ: "Канал приступает к производству первого
отечественного сериала-игры на выживание. Проект имеет рабочее
название "Последний герой". Шестнадцать человек отправляются в
тропики, где под всевидящим оком телекамер будут добывать себе
пропитание, питьевую воду и все необходимое для жизни. Каждые три
дня путем тайного голосования сами участники будут исключать
одного игрока из своих рядов. Победитель получает денежный приз в
размере трех миллионов рублей". В рекламе этой передачи, уже
идущей каждодневно, нагнетая страсти, о будущем победителе
говорится как о "единственном оставшемся в живых"(!).
Схожий проект под названием "Замочная скважина" собирается
вскоре начать канал ТВ-6. Это - покупной цикл, нашумевший в
странах Запада под названием "Большой брат". Мы уже как-то писали
о сути этой побившей все рейтинговые рекорды программы.
"Последний герой" очень напоминает "Большого брата": тоже
небольшая группа людей, изолированных от всего мира в построенном
для них доме, тоже постоянное наблюдение камер, тоже система
выбывания и громадный приз в финале.
Но если в "Герое" унижению подвергается физическая сторона
человеческого существования, то тут - духовная. Все участники
состязания лишаются личной жизни, превращаясь в заключенных в
стеклянную клетку зверушек, чей каждый шаг наблюдают жаждущие
"клубнички" зрители. Пусть в результате рушатся семьи, пусть
участники игры теряют свое доброе имя, главное для них -
возможность сорвать банк, а для телеканала - получить огромный
куш от рекламодателей.
Впрочем, то же самое унижение человека - каждодневно, по
мелочам - происходит и в тех передачах, что стартовали еще в
минувшем сезоне. Содержание "Большой стирки" (ОРТ) состоит именно
в этом, - в сенсациях, где ценой становится достоинство личности.
В этот понедельник в выпуске, названном "Джентльмены предпочитают
блондинок", авторы начали с того, что вывели на сцену участников
"треугольника" - мужа, жену, любовницу. Причем сделали это в
ставшем уже "фирменным" провокационном стиле: все трое не знали,
что их сведут вместе. В итоге - унижение, разбитая семья,
презираемый всей студией, а заодно и миллионами зрителей
"джентльмен".
В такой ситуации впору позавидовать быкам...
Анри Вартанов.
05-09-2001, Труд