TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Где приземлился летающий еврей? вопросов, связанных с похищением из еврейской галереи этюда шагала, пока значительно больше, чем ответов

Это требование похитителей выглядело на редкость нелепо: пусть
израильтяне заключат мир с палестинцами, тогда этюд Шагала к его
известному полотну "Над Витебском" (1914 год) будет целым и
невредимым доставлен обратно. Место, откуда этюд был украден,
называется Еврейской галереей, и каждому ясно, что ее возможности
повлиять на ближневосточный процесс равны нулю.
Этюд Шагала исчез из галереи в промежуток между вечером 7 июня
и утром 8 июня, во время или после устроенного в ней коктейля, на
котором, кроме обслуживающего персонала, присутствовали более 200
гостей. Почему это мероприятие "для холостяков" нужно было
проводить именно там, где с апреля работала выставка "Марк Шагал:
ранние работы из российских коллекций" и где экспонировалось 56
ценнейших произведений, созданных за время с 1908 по 1920 г г ,
никто толком объяснить не смог Но факт остается фактом: любой из
находившихся тогда в здании мог подняться на второй этаж и
вынести под пиджаком эту вещь размером 20 на 30 сантиметров.
Основную часть экспонатов Еврейской галерее предоставили
Третьяковская галерея и санкт-петербургский Русский музей, но
несколько работ, в том числе и исчезнувший этюд, оцениваемый в
миллион долларов, прислали частные коллекции. Ровно на столько же
он и застрахован. Недешево, но для громкого политического шантажа
сумма, прямо скажем, смехотворная. Тем не менее следователи
полиции и ФБР считают, что это не глупая шутка, а серьезное
преступление - каковы бы ни были его истинные мотивы. К такому
выводу они пришли после досконального анализа письма, присланного
в галерею от имени никому не известного "Международного комитета
искусства и мира".
Письмо прислали в обычном конверте на обычном листе писчей
бумаги с машинописным текстом, из которого нельзя понять, кому
сочувствуют авторы - израильтянам или палестинцам. Ни денег, ни
чего-то другого конкретного они не требуют, просто ставят в
известность, что этюд не будет возвращен, пока не наступит мир на
Ближнем Востоке, и приносят извинение музею за причиненное
беспокойство.
Графологическая и дактилоскопическая экспертизы, как можно
понять скупое полицейское коммюнике, ничего не дали, но есть
основания полагать, что написавший письмо располагает
информацией, которая может быть известна только тому, кто
действительно держал этюд в своих руках.
Представитель международной службы Art Loss Register (Реестр
пропаж в искусстве), имеющей в своем банке данных более 100 тысяч
названий, заявил, что похищений по чисто политическим мотивам в
истории почти не было. После этого в прессе начались спекуляции
на тему: не сам ли владелец это организовал, чтобы получить
страховку? И не сама ли страховая компания подсуетилась насчет
письма, из которого понятно только то, что картина цела и значит,
страховая выплата за нее не положена?
Словом, вопросов, связанных с кражей в Еврейской галерее, пока
значительно больше, чем ответов. Остается надеяться на то, что
все тайное рано или поздно становится явным.
Виссарион СИСНЕВ, соб. корр. "Труда".




05-09-2001, Труд