Превратить колею в автобан
СПОСОБЕН БИТУМ, ВЫПУСКАЕМЫЙ ЗАВОДОМ
"ТАТНЕФТИ".
Как иронично заметил один мой знакомый, в России нет дорог
- есть колея.
И не оттого, что наши дорожники не умеют строить, а в основном
потому, что качество дорожного битума сильно уступает его зарубежным
аналогам. Но не все здесь так мрачно: битумная установка Нижнекамского
нефтеперерабатывающего завода, сооружаемого в Татарстане, уже
сегодня готова на 10 процентов обеспечить российский рынок неокисленными
дорожными битумами, которые по качеству ничем не хуже импортных.
- Появление битумного производства в структуре строящегося
завода в точности соответствует концепции развития глубокой переработки
нефти в Татарстане, обусловленной прежде всего экономической
целесообразностью, - говорит генеральный директор ОАО "Нижнекамский
НПЗ" Хамза Багманов. - Дело в том, что потребность республики
в дорожных битумах значительно превышала объем их внутриреспубликанского
производства, и немалую часть этой продукции приходилось завозить
из соседних регионов. Вдобавок весь татарстанский битум вырабатывался
по технологии окисления гудрона, и у дорожников, мягко говоря,
было много нареканий к его качеству.
Между тем в мировой практике дорожного строительства давно
уже "прописались" неокисленные нефтяные дорожные битумы, из которых
на Западе строится более 80 процентов автомобильных дорог В
отличие от окисленных они способны в 3 - 4 раза продлить срок
службы дорожных покрытий, так как у них существенно лучшие показатели
по водостойкости, устойчивости к износу, образованию трещин и
температурным перепадам. Немаловажно и то, что использование
в дорожном строительстве водно-битумных эмульсий, изготовленных
на основе неокисленных битумов, и наличие соответствующей техники
позволяют производить ремонт и строительство автодорог даже при
минусовой температуре, занимаясь их производством и реализацией
практически круглый год. Наконец, наиболее предпочтительными
для производства битумов марки БНН являются высокосмолистые и
высокосернистые нефти Поволжья и Урала, к которым относятся и
нефти Татарстана. Все это и предопределило судьбу крупного битумного
производства, которое два года назад вошло в состав базового
комплекса Нижнекамского НПЗ, соответствующего первому этапу его
строительства.
Установка по производству неокисленных дорожных битумов мощностью
350 тыс. тонн продукции в год спроектирована Инженерным центром
"ИНТЕКО" (г Уфа) по уникальной экологически чистой технологии,
предложенной Институтом проблем нефтехимпереработки АН Башкортостана.
Суть ее заключается в глубоковакуумной перегонке мазута высокосернистых
нефтей в вакуумной колонне, оборудованной высокоэффективной насадкой
фирмы "Кох-Глитч" (Чехия). Для создания глубокого вакуума (до
15 - 20 мм ртутного столба) здесь используется гидроэжекторная
вакуумсоздающая система (спецразработка фирмы "Технотон ПЛЮС").
Технологический процесс работы установки контролируется и регулируется
распределительной системой управления. Для отгрузки готовой продукции
с наливной эстакады, рассчитанной под одновременную загрузку
шести железнодорожных цистерн и трех автобойлеров, впервые в
России использована закрытая автоматизированная система налива
битума фирмы "Шерцер" (Германия). Все это позволило обеспечить
высокую эффективность ведения процесса, его управляемость.
Сооружение важного для республики объекта велось ударными
темпами. Компания "Татнефть", являющаяся генеральным инвестором
и координатором реализации проекта по всему комплексу переработки
нефти в Нижнекамске, бесперебойно финансировала все проектные
и строительно-монтажные работы, выполняемые подрядными организациями
Татарстана и Башкортостана. В итоге при нормативе 25 месяцев
"битумка" была построена за 18. В декабре 2001 года все строительно-монтажные
работы на первом пусковом объекте завода были завершены, а 25
марта 2002 года установка выдала первую партию товарной продукции
- битумы марок БНН-50/80 и БНН-80/120. Результаты многочисленных
анализов в аттестованных лабораториях дорожных организаций показали,
что нижнекамский битум выпускается согласно проекту, техническим
условиям и получил сертификат соответствия, выданный республиканским
сертификационным методическим центром "Тест-Татарстан". Кстати,
сравнительный анализ образцов битумов марки БНН с неокисленным
битумом одной из фирмы Швеции, где, как известно, самые жесткие
стандарты в мире, показал, что первая продукция Нижнекамского
НПЗ полностью им соответствует. А по таким показателям, как растяжимость,
адгезия и ряд других, даже намного превосходит самый строгий
зарубежный аналог
Всего за период эксплуатации заводом отгружено более 35 тыс.
тонн неокисленного битума. И не только дорожникам Татарстана,
но и за пределы республики. Немалый интерес к битумам нового
поколения проявляют дорожно-строительные организации Москвы,
Санкт- Петербурга, Сибири и Урала. Первые тысячи "кубов" тонкослойного
покрытия из литой эмульсионно-минеральной смеси, изготовленной
на основе нижнекамского неокисленного битума, уже уложены на
улицах Кемерова. Недавно кемеровские дорожники закупили еще одну
партию, выразив при этом готовность к долгосрочному сотрудничеству
с Нижнекамским НПЗ. И это только начало. Немалый запас мощностей,
которым располагает нижнекамская "битумка", позволяет обеспечить
ее продукцией не менее 10 процентов российского рынка (150 тыс.
тонн - потребности республики, 200 тысяч планируется отгружать
за ее пределы).
О необходимости продвижения битумов нового поколения на российский
рынок говорилось и на состоявшемся недавно на ННПЗ межрегиональном
семинаре-совещании с участием представителей Министерства транспорта
РФ, ведущих специалистов в области дорожного строительства из
Поволжья и Урала. И это далеко не случайно. По данным Минтранса
России, только на восстановление дорог, построенных с использованием
окисленных битумов, Россия ежегодно теряет порядка 40 млрд. рублей.
В то же время освоение производства неокисленных дорожных битумов
Нижнекамским НПЗ с последующим распространением этого опыта в
масштабах страны, подчеркивалось на совещании, способно поставить
заслон этим потерям, поскольку оно делает реальным доведение
срока службы российских дорог до общеевропейских стандартов (18
- 20 лет), что предусмотрено и гостом, действующим в дорожном
строительстве. Неокисленный битум нижнекамского производства
в отличие от окисленного, констатировалось на конференции, обладает
стабильными свойствами и характеристиками, что определяет качество
любого продукта. А это значит, что в России теперь есть свой,
надежный дорожно-строительный материал, способный вытеснить пресловутую
"колею" нашими же автобанами.
Юрий БОРТНИКОВ
05-09-2002, Труд