TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Впервые победителями всемирного танцевального джазового конгресса в чикаго стали россияне

Приз "Золотой Лео" (так называется эта награда) достался "Свободному
балету" Валерия Терешкина из Красноярска. После третьего тура,
когда была определена тройка лучших, они стояли за кулисами театра
"Мерл Рескин" в Чикаго и ждали решения судей. Призеров вызывали
на сцену в "обратном" порядке - "бронзу" уже отдали. "Серебряный
Лео" вручается...", - держал паузу ведущий... Если сейчас их
опять не назовут, лихорадочно летели мысли, значит... На сцену
поднялся совсем другой коллектив.
- Когда мы поняли, что наконец победили, - рассказывает солистка
Оля Сергеева, - это было счастье, экстаз, мы орали, как сумасшедшие.
И самое удивительное - все мы там, за кулисами, вдруг заплакали.
Это было так странно! Американцы вот не плачут от счастья...
Еще бы не расчувствоваться сибирякам - они выиграли там, где
это, кажется, в принципе было невозможно. Обошли американцев
в их исконном жанре, да не где-нибудь - в Чикаго, мировом джазовом
центре. До сих пор "Золотой Лео", имеющий вид танцевальной туфли
(правда, больше смахивающей на ботинок), лишь дважды доставался
представителям других стран: японцам, когда конгресс проводился
в Японии, и мексиканцам - соответственно в Мексике. Теперь к
нашим ребятам частенько подходят и говорят: хорошо бы очередной
конгресс провести в России, в Красноярске.
Но в России танцевального джаза почти нет, соревноваться не
с кем и ехать сюда таким именитым хореографам, как учредитель
всемирного форума Гас Джордано, балетмейстеры Джо Тримэйн, Джо
Лантерри, Франк Хэтчат, - вроде бы и незачем.
А в Красноярске, на сцене лучшего в городе Большого концертного
зала, где балет Терешкина работает, нет даже элементарного пластикового
покрытия. О том, что это такое, когда, с одной стороны, зеркальный
пол не скользкий, а с другой, если в танцевальном вихре упасть
на колени, по нему можно проехаться метров 10 - 12, здесь знать
не знают. И все-таки, несмотря ни на что, после семи лет попыток
"Джаз-балет Валери", так коллектив именуется за рубежом, получил
своего "Золотого Лео".
- Впервые на конгресс мы поехали в 1996 году, тогда он проходил
в Вашингтоне,- рассказывает балетмейстер Валерий Терешкин. -
Явились с намерением покорить мир, я привез самых красивых девушек...
Но выглядели мы, наверное, весьма странно. Если бы в Красноярск
приехал какой-нибудь черный американец и начал плясать "барыню"
под балалайку - это смотрелось бы примерно так же. Не завоевали
тогда ничего. Но мы стали приезжать снова и снова, 7 раз подряд.
Постепенно мы прониклись тем, что джаз - специфическое искусство,
его надо серьезно изучать. В 97-м году нам посчастливилось взять
серебряный кубок, их вручают молодым исполнителям, тем, кому
нет еще 21 года. В последующие годы получали "бронзу" (дважды),
"серебро"... И вот теперь - "золото".
Можно представить, сколько сил потребовала эта борьба. А ведь
есть еще и основная работа. "Свободный балет" трудится в составе
Красноярской филармонии - раз в месяц дает большие концерты в
краевом центре, а все остальное время колесит по региону. Бывало,
выступали в хлипких деревенских клубах в самые свирепые морозы
- зрители в зале сидели в шубах и валенках. Сельские пожилые
дамы после концертов подходили к ним и, роняя слезу, благодарили:
"Спасибо, что приехали, мы такого не видели никогда". Джаз -
вольная, не терпящая жестких рамок импровизация, идущая от сердца
к сердцу, - завоевал и сибирскую глубинку.
Они успели вырастить своего зрителя, в Красноярске теперь
джазовые танцы неизменно собирают аншлаги. С балетом часто работает
знаменитый пианист, москвич Даниил Крамер - поездив по России,
он с удивлением обнаружил, что джазовый танец у нас-таки есть.
Крамер регулярно приезжает в Красноярск, под игру пианиста "терешкинцы"
выступали и в столичном Зале имени Чайковского. Ими созданы целые
спектакли - "Розовая пантера" для подростков, "Мадам Свинг" с
легким уклоном в эротику - для взрослых.
Терешкин много работает с детьми - четвертый год ведет студию
джазового танца по собственной методике. Главный смысл: не калечить
юные души муштрой, как это, увы, бывает в академической хореографии.
Отдачи, впрочем, джаз требует не меньшей, но он воспитывает в
маленьких артистах прежде всего раскованность и искренность самовыражения.
В студию берут всяких - высоких и маленьких, толстых и тонких,
и в каждом стремятся развить индивидуальность. Этот же принцип
работает и во взрослой команде....
Кроме того, Валерий Терешкин - похоже, хороший стратег Готовясь
к конгрессу, он не только фантазировал, но и очень скрупулезно
все рассчитывал. Три номера, которые они привезли в Чикаго, были,
что называется, из разных опер. Первый - "Стена из шести тел"
- хорошо прошел бы в Париже или Москве, потому что сделан по-европейски
серьезно, с грустными нотками. Второй номер - "Высокое напряжение
танца" - наоборот, ставился в расчете на американскую публику.
И, наконец, третий, который Терешкин заранее считал ударным,
победным, получился ни на что не похожим. Композиция "Целуй меня",
поставленная в сумасшедшем темпе, нашпигованная самыми разными
жанровыми элементами - от музыкальной комедии до пантомимы и
трюков - вызвала фурор.
- Знаете, мы вернулись с победой, - говорит Терешкин, - но
я сейчас нахожусь в ужасном настроении, ночей не сплю. У меня
какой-то комплекс появился - должен сделать что-то новое, невероятное,
чтобы было лучше прежнего. По условиям конгресса золотые призеры
не могут больше принимать участия в конкурсе, зато каждый год
мы вправе танцевать на шоу "звезд" вместе с самыми сильными артистами
мира. Сейчас, хотя официально мы еще в отпуске, начали готовить
новый спектакль, он будет называться "После Чикаго". Самые сильные
впечатления объединятся в некий обобщенный сюжет, держащийся
на настроении, нерве. И обязательно должен быть живой звук -
может быть, два барабанщика, может быть, саксофонист. Да ничего
я пока точно не знаю - это же джаз!
Любовь РАК, соб. корр. "Труда"




05-09-2002, Труд