TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Экстренная посадка

Если бы не мужество пилотов военно-транспортного самолета
Ил-76, то 11 человек экипажа и 221 пассажир (почти пехотный
батальон) сгорели бы заживо в воздухе. Остатки хвостовой части
воздушной громады, взорвавшейся 21 июня в нескольких метрах от
аэродрома "Приволжский" недалеко от Астрахани, до сих пор там и
лежат.
Главнокомандующий ВВС России генерал-полковник Анатолий
Корнуков на днях отправился в Оренбург, где базируется 117-й
авиационный полк, чтобы вручить героическим пилотам
государственные награды. Пять членов основного экипажа получили
ордена Мужества, а пять офицеров вспомогательного - медали
Нестерова. А за две недели до этого президент России Владимир
Путин пожаловал командиру экипажа, летчику первого класса
подполковнику Андрею Зеленко звание Героя России.
- Эта экстренная посадка, - пожалуй, единичный случай в
истории авиации,- сказал А.Корнуков. - В самолете отказали
практически все системы, не работали закрылки, позволяющие
регулировать высоту полета. Взрыв прогремел спустя четыре минуты
после того, как пассажиры и экипаж покинули поврежденную машину.
Остается восхищаться мужеством этих парней.
Около полудня Ил-76 (выпуска 1987 года) принял на борт в
Махачкале 221 призывника-дагестанца. Полет до Астрахани прошел
нормально. Дозаправившись на аэродроме "Приволжский",
транспортник поднялся в воздух примерно в 17.20 и взял курс на
Новосибирск. Через 160 километров самолет набрал высоту 6 тысяч
метров.
- Тут и начало твориться невероятное,- рассказал
корреспонденту "Труда" Андрей Зеленко.-Внезапно возникла мощная
вибрация, и вышли из строя все приборы. Не имея возможности
связаться с землей, я принял решение вернуться на аэродром:
Тем временем казавшаяся до этого надежной техника преподносила
сюрприз за сюрпризом. Отказ системы перекачки топлива. Отказ
гидросистемы, осуществляющей управление закрылками: Для захода на
посадку необходимо было выпустить закрылки. Пилоты попытались это
сделать, и - воздушная машина резко стала крениться. Одного из
членов экипажа послали в салон, чтобы через иллюминаторы
определить, что происходит с крыльями. Тот заметил, что из левой
консоли начинается струиться дым. Что делать? На борту полные
баки керосина. Вес крылатой машины - 175 тонн. Это означает, что
при самом благополучном исходе Ил-76 при посадке точно выйдет за
пределы взлетной полосы. Все инструкции велят в таких случаях
летать и вырабатывать необходимый запас топлива - иначе
катастрофа. К тому же закрылки не работают, значит, приземляться
будет совсем сложно. Но если следовать правилам, то машина в
любой момент может превратиться в пылающий факел. Зеленко
принимает решение - садиться. Выпустить шасси автоматически не
удалось- пришлось это делать вручную. В непосредственной близости
от земли летчики начали открывать все аварийные выходы. Некоторые
запаниковавшие новобранцы попытались выпрыгнуть из них еще в
полете. Наводить порядок пришлось радисту вспомогательного
экипажа старшему прапорщику Андрею Горбунову. Он в прошлом
чемпион ВВС по боксу. В общем, Горбунов, отличающийся
атлетическим телосложением и ростом баскетболиста, новобранцев
"убедил".
Самолет ударился о поверхность взлетной полосы и на скорости
150 километров в час выехал за ее пределы. Передняя стойка шасси
угодила в какую-то яму и тут же обломилась. Ил-76 протащило еще
по инерции 450 метров. Прорвало обшивку багажного отделения, и
потоки земли и пыли хлынули в пассажирский салон, где кувыркались
новобранцы.
Наконец воздушная махина остановилась. Первые новобранцы
бросились к аварийным выходам в хвостовой части, которая из-за
поломки передней стойки шасси поднялась на высоту трехэтажного
дома. Один парень попытался не прыгнуть, а нырнуть в проем
головой. Как в прорубь. Его вовремя остановили: "Лучше ногами -
по крайней мере шею не сломаешь". Были и другие пытавшиеся
прихватить с собой ящик черешни или копченую колбасу... 221
пассажир покинул салон в течение примерно двух минут! А еще через
четыре минуты, когда люди были уже за сто метров от Ил-76,
прогремел первый взрыв. Рухнуло на землю левое крыло. Потом
взорвался начиненный керосином корпус самолета.
- Нас спасла интуиция командира,- рассказал корреспонденту
"Труда" капитан Игорь Годованцев.-Кстати, инструктаж перед
полетом он проводил под тем самым левым крылом, где и возник
пожар. Запомнились его слова: "Останавливаем. Открываем люки.
Выбрасываем пассажиров". И еще везение. Если бы не сломалась
стойка шасси, то мы "ехали" бы на несколько минут дольше, а
значит, взорвались бы вместе с самолетом.
- Вы нарушили инструкции, когда решили сажать самолет, не
выработав запас топлива. Но если бы вы следовали "букве закона",
то неминуемо погибли бы. Значит ли это, что инструкции надо
менять? - спросил я Андрея Зеленко.
- Я так не считаю. Правила составлялись разумными людьми, и
для большинства случаев они абсолютно верны. Но здесь ситуация
была неординарная.
"Зеленко еще предотвратил огромный политический скандал,
сопоставимый с трагедией подводной лодки "Курск", - сказал мне
один высокий военный начальник. - Некоторые из призывников дошли
до того, что утверждали, будто Россия специально, мол, выделяет
дагестанцам плохие самолеты, "мстит за Чечню". Не исключено, что
если бы новобранцы погибли, то правительство республики
отказалось бы посылать своих молодых людей в российскую армию. На
очередной рейс пострадавшие уже садились бы с муллой, молились,
чтобы Аллах их берег А сейчас руководство Дагестана посылает
благодарственные письма за то, что мужественные летчики спасли их
юношей".
Главнокомандующий ВВС России Анатолий Корнуков подарил каждому
члену экипажа командирские часы и пообещал дать всем квартиры.
Оказалось, лишь у двух из одиннадцати они есть. Остальные снимают
жилье. Как мне показалось, ребята на это не очень-то надеются.
Выяснилось, что им до сих пор даже не выделили новое летное
обмундирование. Прежнее сгорело вместе с самолетом...
Причины ЧП, которое могло привести к одной из самых тяжелых
авиакатастроф в истории России, пока не установлены. Хотя уже
делаются предположения, что возгорание в левом крыле произошло
из-за короткого замыкания в системе гидравлики. Речь идет о так
называемой "конструктивно-производственной недоработке". Выходит,
что теоретически любой Ил-76 может оказаться в такой ситуации?..
Олег ЗОЛОТОВ.




05-10-2000, Труд