Мастер на все жанры несколько эпизодов из жизни народного артиста россии виктора павлова, которому сегодня исполняется 60 лет
За театральными и кинематографическими работами народного
артиста России Виктора Павлова я наблюдаю лет 35. Он мастер
острой, характерной роли. Умеет рассмешить публику, а если надо,
- вызвать слезы.
Сценическая деятельность актера начиналась в "Современнике".
Затем трудился в театрах
имени Ермоловой, имени Маяковского. А сейчас прочно
обосновался в Малом. Среди последних его работ - купец Градобоев
в спектакле "Горячее сердце", Аркадий Несчастливцев в "Лесе".
- Стены Малого театра, - говорит Виктор Павлов, - пронизаны
энергетической силой. Когда я был студентом Щепкинского училища и
выступал в "Ярмарке тщеславия", то вывозил на сцену Александру
Александровну Яблочкину в коляске. Она была немощна, но дух
великой актрисы - крепок. Малый театр - это мой дом. Подумать
только, здесь бывали и Пушкин, и Гоголь, и Островский.
Виктор Павлов успешно сочетает театральную деятельность со
съемками в кино. Недавно он снялся в фильме "ДМБ", в детективе
"Лекарство для покойника" играет роль, которая предназначалась
Анатолию Ромашину. Вот как характеризует нашего героя режиссер
Евгений Ташков: "Словно пуля в стволе с заведенным курком -
только нажми! - он стремителен и неудержим. Почувствовав
конкретное действие, артист насквозь пропитывается им. Он может
покраснеть на глазах, покрыться мурашками. Мгновение - и он весь
в образе!".
Бодался актер с Дубом.
Институтский экзамен. К столу преподавателя подходит студент
по прозвищу Дуб. Голова его обвязана платком, из петлицы
выглядывает цветок.
- Билет номер девять, - говорит Дуб в цветок. - Прием.
Профессор услышал, заинтересовался.
- Билет, а при ем задача, - поясняет студент.
Но очень скоро затея Дуба терпит крах. Оказывается, под
платком он прятал радиопередатчик, а цветком маскировал антенну.
Над неуклюжей попыткой получить от приятеля подсказку хохочет
профессор. Весело смеется и зрительный зал.
Пересказанная сцена - одна из самых забавных в комедии Л.
Гайдая "Операция "Ы" и другие приключения Шурика". Блистательным
исполнением роли Дуба Виктор Павлов уже тогда уверенно вошел в
кинематограф.
Хорошие и плохие.
"Адъютант его превосходительства", "Майор Вихрь", "Здравствуй
и прощай", "На войне, как на войне", "Даурия", "Уходя - уходи",
"Циники", "Гардемарины, вперед!" - список фильмов с участием
Виктора Павлова можно продолжать долго. Как и список персонажей
умных, добрых, вороватых, глуповатых, а то и вовсе из уголовного
мира. Умиляют, например, его чиновник-взяточник из картины "Удачи
вам, господа" или лихой делец Вадим Алексеевич ("Не будите спящую
собаку"), удивляют Волшебник ("Волшебник Изумрудного города") или
Кот Бегемот из "Мастера и Маргариты"...
- Кстати, эта картина на широком экране не появилась. Вокруг
нее тайны, даже мистика. А что вам запомнилось на съемках?
- Когда мой Кот Бегемот верховодил в сцене "Бал Сатаны",
вокруг меня оказалось более сотни красивых, абсолютно нагих
девушек. Мне подумалось, что красота - это страшная сила.
- Вы снялись почти в 200 фильмах. Играли нормальных людей и
всяких неприятных типов. Кого чаще?
- Пожалуй, поровну тех и других. Но после роли хорошего
человека от зрителей тебе почет и уважение. А когда сыграешь
морального урода, то... В телефильме "Адъютант его
превосходительства" я играл подонка. Так на улице подростки
свистели вслед: "Эй, Мирон! Бандюга!" А однажды после премьеры
фильма, где у меня была роль урки, еду в поезде, в общем вагоне.
И замечаю, что некий серенький мужичок долго смотрит на меня, а
потом спрашивает: "Послушай, как там, в лагере? Бугор с Купцом
еще держат зону?" Я отвечаю: "Да все путем".
Рядом с криминалом.
- С так называемым спецконтингентом я познакомился довольно
тесно, - продолжает Виктор Павлов. - Снимаясь в фильме
"Беспредел", я много общался с криминальным людом. Разговаривал с
заключенными в тюремных камерах, побывал даже в женской колонии.
- Не боязно было?
- Нет, нормально. Натурные съемки проходили на территории
спецобъектов в Тверской области. Я играл подполковника Матюшенко,
начальника тюрьмы. Старался показать его симпатичным, теплым
человеком. Юрист по образованию, он фактически тоже "сидит в
тюрьме".
- Виктор Павлович, а что бы вы сказали о фильме "Научная
секция пилотов", где у вас главная роль?
- Тема жуткая, кровавая. Уголовный террор, как это ни
прискорбно, проник в нашу действительность. Я живу в доме на углу
бульвара и Тверской улицы. В нескольких шагах - подземный
переход, где прогремел взрыв, погибли люди...
- Но вспомним то, что предшествовало созданию той ленты.
Таинственное название, загадочный режиссер Андрей И. Вы делали
фильм о борьбе с террористическими акциями в метрополитене. То
было провидческое кино?
- Не предсказание здесь, а, скорее, предупреждение. Сюжет
картины строился на информации о том, что группа террористов
намерена провести серию взрывов в московском метро. И нужно
обезвредить бандитов. Мой герой, полковник, возглавляет отдел по
борьбе с терроризмом. Он не только дает указания из служебного
кабинета, но и лично обследует самые темные закоулки подземки,
где сырость и крысы. Я все это видел своими глазами.
Как Высоцкий стрелял в Павлова.
Всем, наверное, памятен персонаж Виктора Павлова из фильма С.
Говорухина "Место встречи изменить нельзя". Левченко, в прошлом
фронтовик, волей злого случая оказался в банде Горбатого (А.
Джигарханян). Но когда милиция обложила логово преступников и
настал решающий момент, Левченко делает шаг к честной жизни. Но
уже поздно. Капитан Жеглов (В. Высоцкий) стреляет в убегающего
Левченко.
Когда в очередной раз "Место встречи" показывали по
телевизору, я решил позвонить Павлову:
- Скажите, а до "выстрела Жеглова" вы были знакомы с Высоцким?
-В конце 50-х я занимался в театральном кружке Дома учителя. В
спектакле по Островскому "Тяжелые дни" играл Андрея Титыча.
Как-то "на огонек" к нам зашел Владимир Высоцкий. Он одобрил мою
работу. После спектакля мы вместе шли по улице Горького до метро
"Белорусская", беседовали по душам. Помнится, Володя возмущался
по поводу травли Пастернака. В нем буквально клокотал гнев против
чинуш, которые издевались над гением русской поэзии.
- Вы бывали на концертах Высоцкого?
- Конечно. Это всегда было впечатляющим событием. После одного
из концертов в каком-то НИИ я решил спеть Владимиру несколько
своих песен из жизни уголовного мира. Тогда это было поголовным
увлечением. Сочинял, играл на гитаре и я. Володя внимательно
слушал. А в конце я спел "Бульвары" ("Бульвары - это пары от
вечера до вечера") на слова моего товарища Анатолия Ромова
(будущего писателя, автора детективных романов). Высоцкий
высказал несколько ободряющих слов по поводу моего песенного
творчества, но заметил, что все- таки мне лучше исполнять именно
лирические романсы, а не "блатные" песни.
Трагедия.
Некоторое время назад я натолкнулся в газете на заметку:
"Артист Павлов... попал под машину. Ночью на Тверской... совершен
наезд. Павлов доставлен в больницу. Дочь артиста, бывшая рядом,
не пострадала".
Бросился к телефону, чтобы найти слова утешения жене Виктора -
актрисе Татьяне Говоровой, их дочери Шуре, испытавшим это дикое
потрясение. Слава Богу, медицина сделала все возможное и
невозможное. Виктор вернулся в строй. И он, умница и философ,
говорил мне:
- Так уж устроена жизнь, что не знаешь, где судьба подарит
тебе удачу, а где тебя поджидает беда. Я возвращался домой после
спектакля. И вижу, как прямо на меня мчится автомобиль. Я в
сторону, и он за мной. Выручила мгновенная реакция: в последнюю
долю секунды прыгнул на капот. Головой пробил стекло. Врачи после
сказали, что без сознания я пролежал четыре часа. Потом -
реанимация. Но в конце концов Бог миловал.
Тяжело вытравить из памяти след трагедии. Но Виктор Павлович
отыскивает здесь такой спасительный выход:
- Для того чтобы не возвращалось горькое прошлое, нужно к нему
относиться философски. Чтобы душу не терзали воспоминания, всякий
печальный факт надо сузить до нескольких строчек в биографии.
Рассказал, осмыслил, постарался забыть. И пошел своей дорогой - к
новым ролям в театре, в кино, на телевидении...
Борис ВЕЛИЦЫН.
05-10-2000, Труд