TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

На границе парни ходят хмуро

РАНЬШЕ ЖИТЕЛИ РУССКОЙ ДЕРЕВНИ НЕКИСЛИЦЫ И УКРАИНСКОЙ - СОПЫЧ
УСТРАИВАЛИ ВЕСЕЛЫЕ КУЛАЧНЫЕ БОИ, ТЕПЕРЬ - ЖЕСТОКИЕ ДРАКИ.
Две сотни шагов да узкий железный мостик отделяют российскую
деревню Некислицу от украинской Сопыч. В ивняке за мостиком сидят
полусонные пограничники. Если увидят, что границу пересекает
знакомый дед, с места не стронутся. А у неизвестного потребуют
паспорт и пропустят. Граница, которая появилась тут десять лет
назад, размела деревенскую родню по разным государствам. И как на
грех, молодежь вдруг прямо-таки враждовать стала. Недавно русские
ребята не поделили с украинцами девчонок, сошлись выяснять
отношения, а вылилось в "пограничный конфликт". Некоторые газеты
так и написали: мол, бой на границе. Со стороны сопычан было
человек сорок и некислицинских - не меньше.
"Что же случилось?" - пытал я сельчан в Некислице. Они мялись,
осторожничали: мол, молодежь часто дерется. Только Анатолий
Щебетов, рыжий мужик, которому до зарезу надо было выпить,
согласился рассказать. Но с условием: "Дай 5 рублей. Или хоть
три, два". Оказывается, и на 3 рубля в деревне можно купить
стопку самогонки. Сразу подобревший Анатолий поведал, как забрел
к Ваське Пантюшину. А возле клуба - шум, драка. До трех часов
ночи не мог высунуться из Васькиного дома - чтобы дубинами
ненароком не прибили. "Ты глянь, все заборы на колы растащили", -
возмущался мужик.
И впрямь, изгородь возле некоторых домов была изреженной.
... У тридцатилетнего Васьки на лбу рана, повторяющая по
совпадению фирменный знак "мерседеса". Кто его так расписал, не
помнит. Зато как он заехал сопычанину, сломав кисть правой руки,
- рассказывает охотно. Так с чего началась драка? "Да как обычно,
кто-то не так посмотрел, - беззлобно отмахивается Василий. - А
потом слово за слово, и пошло...".
Дрались деревенские во все времена. На Рождество учиняли
кулачные бои. Анатолий Бордюгов, который и сам раньше в них
участвовал, вспоминает:
- Рано утром выгоняли гусей к проруби и стравливали их. Потом
силой мерялась ребятня. Ну а уж после церковной службы мужики
выпьют как положено - и давай толкаться: "Ну что, погреемся?" То
нас сопычане гонят, то мы их. Их-то в три раза больше, а мы все
равно наддавали им. Вся округа собиралась поглазеть. Случалось,
что зубы выбивали, но обид не было. Поднял руку - тебя уже никто
не тронет. Лежачих тоже не били. А если заметят в руке палку или
железку какую, от своих же получишь. У нас и бородатые старики
выходили на кулачки. Вот дед Иван лет до 80 сражался.
Забылись веселые кулачные бои, но вот с появлением границы
зародилась беспричинная вражда. Пока она заразила часть молодежи,
впитавшей заклинания о независимости и недобрых соседях. Молодых
сопычан, пришедших в Некислицу на праздник, встретили как
чужаков. После первого же удара и крика началось сущее побоище.
Когда украинцев потеснили, они кинулись к заборам и пустили в ход
колья. Клубок из семи десятков тел медленно катился к железному
мостику. У пограничников зачесались руки: "Ну переходите, мы вам
тут накостыляем!" На этот раз не перешли. Николай, лесник из
Сопыча, рассказал, что начальнику украинской погранзаставы
пришлось ночью вызывать наряд милиции. Потери?
- Да ничего серьезного, - говорит Василий. - Я вот руку
сломал. Ну, кому-то, может, ребро выбили или зубы...
Интересно, что ближний к Некислице край сопредельной деревни
не враждует с русскими. Все так же миролюбивы украинские старики,
не чурающиеся "кацапского" языка. В отличие от парубков другой
мовы они и не знают...
Алексей ФЕДОСОВ, соб. корр. "Труда".




08-10-2001, Труд