TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Страсти по 18-му причалу, или кому достанется мурманский торговый порт

СЕРГЕЙ БАЙГАРОВ.
После распада Советского Союза Россия лишилась возможности
отправлять свои экспортные грузы через прибалтийские порты.
Стали иностранными и многие черноморские гавани. Казалось бы,
в этой ситуации государство должно проявить повышенное внимание к
оставшимся портам. Но на деле все происходит с точностью до
наоборот.
ПЕРВЫЙ ТАЙМ МЫ УЖЕ ПРОИГРАЛИ.
Под лозунгом приватизации в приморских городах происходят
странные вещи. Пожалуй, сейчас никто точно не знает, кому
принадлежат портовые сооружения в Новороссийске и Магадане.
Известно лишь, что порты стали самыми криминальными местами в
этих городах. С легкой руки министра иностранных дел в
правительстве Гайдара господина Козырева мы чуть было не отдали
большой участок исконно русской земли на границе с Китаем. Но
именно эти земли наш великий сосед намеревался объявить свободной
экономической зоной и построить там большой порт. Если бы проект,
который так упорно проталкивался нашими младореформаторами,
осуществился, то можно было бы поставить жирный крест на всех
дальневосточных портах и заодно на Транссибирской магистрали,
ведь все грузы пошли бы по другим маршрутам, в обход России.
Но и это еще не все. Наш единственный на севере незамерзающий
порт в Мурманске загружен лишь наполовину. Резервы прибалтийских
портов составляют 35 - 40 процентов, финских - 30 процентов.
Безусловно, западные конкуренты заинтересованы в загрузке своих
портов. Так, Финляндия планирует построить железнодорожную ветку
по нашей территории до границы, чтобы россиянам проще было
перебрасывать свои грузы. Эстония и Латвия снижают портовые сборы
и тарифы за транзит, здесь практически все портовые города
объявлены свободными экономическими зонами. В Норвегии поддержка
портов возведена в ранг государственной политики. В местных
гаванях топливо российским рыбакам продают дешевле, чем своим.
Ну а что же наше родное правительство? Трудно сказать, что оно
хотело, но получилось хуже некуда. Российские траулеры,
вылавливающие рыбу в нейтральных водах, обязаны платить
таможенные сборы! Теперь понятно, почему на наших прилавках такая
дорогая рыба. Как признался один капитан: "В родной Мурманск мы
идем, как во вражеский порт". Портовые, налоговые, ветеринарные,
маячные и остальные платежи обдирают их как липку. А если к этому
еще добавить огромные бюрократические потери времени на
оформление, на ожидание у входа в порт... И это во время
промысла, когда каждая минута на счету. В общем, себе дороже
везти рыбу к родным берегам. И не везут. Разгружаются в
сопредельных государствах, обеспечивая работой местных трудящихся
и пополняя местную казну. Блестящий пример классовой
солидарности, вот только жаль, что наши работяги стройными рядами
кладут зубы на полку и повсеместно перекрывают железнодорожные и
автомобильные магистрали.
Ну и это еще не все! Оказывается, правительство до последнего
времени мощно поддерживало иностранные порты. Удивительно, но
почти четыре года (до середины прошлого года) действовали
льготные тарифы на железнодорожные перевозки большинства
российских грузов в страны Балтии и Финляндию. А как всполошились
разного рода эксперты на страницах отечественных центральных
газет и на телевидении, когда в Ленинградской области началось
строительство нового морского порта.
Мол, не надо это России, невыгодно.
В результате всех этих мер ближайшие к России порты если не
процветали, то уверенно развивались, а наши, извините,
загибались. Российские гавани теряют до 80 миллионов тонн
грузопотока (из них 60 миллионов тонн российских грузов
перегружается в портах Балтии и Финляндии), то есть мимо России
проплывает от полутора до двух миллиардов долларов в год. Если мы
окончательно потеряем порты или контроль над ними, то в обозримом
будущем не восстановим, слишком дорого. Тогда будем полностью
зависеть от иностранцев. Стыдно это для морской державы. Да и о
льготных тарифах придется забыть, нам их тогда никто не
предложит.
ТОТ, КТО ПЛАТИТ, НЕ ОБЯЗАТЕЛЬНО ЗАКАЗЫВАЕТ МУЗЫКУ.
Цифры потерь в скором будущем могут возрасти. Основными
грузоотправителями Мурманского морского торгового порта (ММТП) -
акционерные общества "Апатит" и "Ковдорский ГОК". Так вот, первое
из них всерьез рассматривает альтернативные варианты ММТП (в
лучшем случае это будет российская Кандалакша, в худшем
-иностранные порты).
Второе пока не ставит так резко вопрос, но также весьма
недовольно политикой руководства торгового порта.
История реорганизации Мурманского торгового порта началась еще
во времена, когда Анатолий Чубайс утверждал, что на один ваучер
можно купить как минимум "Волгу". В начале 90-х годов по
настоянию сподвижника "приватизатора всея Руси" Петра Мостового в
Мурманске работала группа американских советников. Они и
присоветовали разделить порт на 12 - 14 самостоятельных компаний.
Тогда отпочковались комбинат общественного питания, морская
администрация, буксирный флот, морской вокзал и другие
подразделения. Потеря нерентабельных производств, конечно же,
положительно сказалась на показателях открытого акционерного
общества "ММТП". 60 процентов акций в созданном ОАО оставалось за
государством.
Особняком в череде реорганизаций стоит до сих пор не вполне
прозрачная история с приватизацией прибыльного 19-го причала.
Раньше на нем грузили апатит, но потом посчитали более выгодным
для порта работать с удобрениями. Это понятно, тариф на
перегрузку удобрений выше, так что можно, особенно не надрываясь,
зарабатывать те же деньги, что и на апатите, а то и больше. Таким
образом основных грузоотправителей - "Апатит" и "Ковдор" довольно
бесцеремонно вытеснили с 19-го причала.
- Тогда мы вынуждены были предоставить порту беспроцентный
кредит на пять лет, это, между прочим, несколько миллионов
долларов, на покупку погрузочной машины на 18-й причал, - говорит
начальник отдела маркетинга и внешнеэкономических связей ОАО
"Апатит" Александр Александров. - За свой счет мы углубили
фарватер для швартовки крупнотоннажных судов.
На какое-то время зуд реорганизаций и приватизаций в порту
утих.
"Апатит" и "Ковдорский ГОК" из года в год наращивали объемы
экспорта, исправно платили "живыми" деньгами порту, и, казалось,
в мире и согласии эта работа на благо России и области будет идти
долго. Все вроде бы поняли, что целостность порта - гарантия его
будущего. Но не тут-то было. В мае в условиях строжайшей
секретности руководители порта протащили через совет директоров
решение о создании закрытого акционерного общества (ЗАО)
"Норд-апатит" на базе 18-го причала. ЗАО создано с участием двух
петербургских предприятий, которым принадлежит контрольный пакет
акций. Зарегистрировано вновь образованное акционерное общество в
далеком от апатитовых месторождений городе сыроделов Угличе, что
в Ярославской области.
Когда информация просочилась в прессу и прошло некоторое
оцепенение от столь решительных и непредсказуемых шагов
руководителей порта, стали возникать вопросы, много вопросов.
Администрации области пришлось даже собрать на днях совещание
всех заинтересованных лиц.
Генеральный директор ОАО "ММТП" Валерий Никулин в качестве
побуждающего мотива создания ЗАО ссылается на совместное письмо
Мингосимущества и Минтранса России. В нем, в частности, два
заместителя министров отмечают, что, мол, вначале все было
хорошо, много проведено реорганизаций и приватизаций, а потом все
застопорилось. Непорядок это, а посему сообщите, грозно пишут
авторы письма, о причинах задержки и немедленно исполняйте
распоряжение правительства РФ от 21.06.94 г N 966-р (п.1) и
распоряжение Мингосимущества России от 29.06.94 г N 1771-р
(п.1).
Письмо это оказалось, мягко говоря, не совсем настоящим. Один
замминистра на момент подписания этого документа был уже вовсе и
не замминистра, а другой - никакого отношения к портам не имеет.
Письмо нигде не зарегистрировано, да и напечатано не простой
бумаге, а не на бланке, как положено. Кроме того, это послание
написано 28 мая, а собрание, которое оно должно было побудить
провести, состоялось 30 мая. Завидная оперативность!
Кстати, генеральный директор "ММТП" Валерий Никулин грубо
нарушил и упомянутые, и неупомянутые правительственные
распоряжения, а также Федеральный закон "Об акционерных
обществах", Гражданский кодекс и проч.
- Почему вы проигнорировали участие государства - Комитета по
управлению государственным имуществом (КУГИ) Мурманской области?
- этот вопрос Никулину задал вице-губернатор Александр Селин. -
Каким образом предписанное создание открытых АО свелось к
учреждению закрытых? Ведь есть же узаконенные формы привлечения
инвестиций - эмиссия акций, а не "междусобойчик".
Генеральный директор порта в тот день был явно не в ударе. Он
ссылался на забывчивость, многое путал, отвечал невпопад. Вот он
с гордостью сообщает, что соучредители угличского "Норд-апатита"
уже внесли часть уставного фонда в размере 15 миллионов "новых"
рублей, но почему-то так и не захотел сказать, на чей счет
перечислены эти средства.
А потом вдруг признался, что распорядителя счета нет.
Генеральный директор "Ковдорского ГОКа" спрашивает его, с кем
заключать договор на перевалку апатита на будущий год, а он не
очень ловко уходит от ответа и предлагает поговорить о
перегрузочной машине...
По общему признанию моих собеседников, а их было немало,
хорошо вопросом владеет заместитель В.Никулина по
внешнеэкономическим связям и коммерческой работе АООТ "ММТП" Анна
Суреновна Арутюнян. Я нанес ей визит, но, к сожалению, она
отказалась говорить при включенном диктофоне. Зато любезно
показала мне порт, за что я ей весьма благодарен. Коллеги из
"Полярной правды" оказались более настойчивыми, поэтому я
процитирую высказывания Анны Суреновны по этой газете.
"Да, сегодня порт еще работает и даже имеет некоторую
рентабельность... Резервов хватит на полгода, а потом начнутся
большие сложности...Надо дать возможность хорошо работать тем,
кто может работать. Апатитовый причал имеет постоянный груз. И,
судя по прогнозам, его объем увеличится до 4 миллионов тонн. Но
для этого необходима реконструкция причала. Партнеры, которые
вместе с портом хотят организовать здесь новое акционерное
общество, готовы вложить большие деньги в реконструкцию
апатитового комплекса и закупку перегрузочного оборудования...
Фирма, вступающая в деловые отношения с портовиками, уже внесла
половину уставного капитала".
С деньгами, как выяснилось, не все в порядке: вроде бы они
есть и в то же время их как бы и нет. А вот насчет фирм,
вступающих в деловые отношения с портовиками, возникают большие
вопросы. Собственно, не к петербургским фирмам, здесь все
понятно, кому не хочется поучаствовать в прибыльном бизнесе.
Вопросы к руководителям порта: почему, собственно, эти АО, а не
другие? Почему все делалось втайне от всех, включая коллектив?
Почему даже не проинформировали о происшедших изменениях самые
заинтересованные предприятия - "Апатит" и "Ковдорский ГОК"?
У "Апатита" денег нет, не устает повторять портовое начальство
и отказывается вести с ними переговоры. И это после того, как
порт получил от "Апатита" беспроцентный кредит в несколько
миллионов долларов после выполнения за счет этого предприятия
ряда работ на 18-м причале.
Капитальные вложения по "Апатиту" за прошлый год составили 200
миллиардов, а в нынешнем году - 180 миллионов деноминированных
рублей.
- В течение последних трех лет мы предлагаем порту приобрести
вторую погрузочную машину. 18-й причал позволяет перегрузить
максимум 3,5 миллиона тонн, для нас с учетом "Ковдора" это уже
мало, мы ежегодно наращиваем свою экспортную программу, - говорит
генеральный директор "Апатита" Сергей Федоров.
- Может быть, "Апатит" предлагает свою помощь, скажем так, под
очень большой процент?
- Но дело даже не доходит до конкретных переговоров. Последнее
наше предложение - отдать машину в лизинг
Озабоченность положением на 18-м причале разделяет и
генеральный директор "Ковдорского ГОКа" Вячеслав Ляхов:
- Порт для нас - важнейшее связующее звено в наших экспортных
операциях. Своим партнерам в Финляндии, Норвегии, Голландии,
Германии мы поставляем продукцию на условиях СИФ, то есть
доставляем ее в порт потребителя. Условия, на которых будут
осуществляться эти операции, для нас очень важны.
Уже сейчас беспокойство по поводу разделения порта высказывают
и наши иностранные партнеры, продолжает директор. Они очень
внимательно отслеживают ситуацию. Появляются элементы недоверия,
ведь новые хозяева, вполне возможно, будут проводить какую-то
новую политику. А это может отразиться на удорожании грузов, на
снижении уровня гарантии сроков поставок и так далее. Одним
словом, сегодня закладывается основа для срыва регулярных
поставок российского апатита. На мой взгляд, единственный выход
из ситуации - сохранить порт в том виде, в котором он есть.
Я отчетливо понимаю, почему вдруг проявился интерес инвестора
именно к 18-му причалу. Это - лакомый кусок, он работает,
перспективен, вот его-то мы возьмем и будем прибыль подсчитывать,
- продолжает гендиректор. Но мы - два производителя апатита
считаем, что решение неправильное. Не собираемся лезть во
внутренние дела, но вопрос касается нас. Мы порту регулярно
платим сто процентов живыми деньгами, а сами получаем бартером по
50 - 70 процентов. А ведь должно быть так:
кто платит, тот и заказывает музыку, а портовики не хотят
слушать нашу музыку.
НЕ ДЕЛАЙТЕ ИЗ ДОКЕРОВ БАНДИТОВ.
Как всегда, наиболее одураченными чувствуют себя рядовые
работники порта. Для них речь идет не о прибыли, а просто о
выживании. В кабинете спикера областной Думы Павла Сажинова
застал председателя профкома докеров Геннадия Клюева. Он сообщил,
что докеры не собираются допустить повторения истории с 19-м
причалом. Опять пытаются разыграть простую схему: порт вкладывает
деньги в реконструкцию причала, а потом он переходит в частную
фирму. Кстати, порт, по его словам, так и не получил
причитающихся денег за 19-й причал.
Уже вне кабинета спикера коллега Клюева сказал, что в случае
увольнения он все равно прокормит свою семью, даже если
обстоятельства заставят его стать бандитом.
- Мы же тоже акционеры, и нас бессовестно обокрали, - говорит
он. - Понятно, что некоторые чиновники имеют здесь свой интерес.
Мы не собираемся отступать, используем сначала все законные
действия, а потом посмотрим.
Председатель Думы пообещал скрупулезно изучить документы. Не
исключено, что дело будет передано в прокуратуру.
Точку зрения докеров разделяет и профсоюз работников водного
транспорта. Председатель профкома Виктор Гудков считает, что в
случае выделения из порта 18-го причала потеряют работу от 500 до
800 работников, всего в порту заняты 1655 человек. На апатитовом
причале занято всего пять процентов работающих, а дает он почти
треть доходов всего порта. За его счет содержатся многие
вспомогательные службы, которые в принципе не должны приносить
прибыль. Администрация не только не советовалась с профсоюзами,
но даже не сообщила о своих планах. Но в соответствии с
законодательством трудовой коллектив на предприятии любой формы
собственности, где не менее 50 процентов акций находится у
государства, имеет право участвовать в вопросах реорганизации.
Ситуация вокруг 18-го причала вызывает большую озабоченность у
губернатора Мурманской области Юрия Евдокимова.
- А как же иначе? - говорит он. - Порт - это наша сегодняшняя
жизнь и наша перспектива. В 1990 году объем экспорта составлял
500 миллионов долларов, а сегодня полтора миллиарда долларов. Так
что не использовать возможности порта - совершенно не верно. Но
он находится в запущенном состоянии. Поэтому ради его обновления
мы готовы пойти на контакт с любым инвестором, который намерен
работать эффективно и с отдачей. Но то, что сегодня произошло,
вызывает у нас некоторые опасения. У меня масса документов в виде
жалоб, писем, обращений от работников порта. Проблеме посвящено
много публикаций в местной прессе. Этим вопросом заинтересовалась
областная Дума, она, в частности, провела выездное заседание в
объединении АО "Апатит".
Когда я узнал, что создано ЗАО "Норд-апатит", то обратился 23
сентября к его генеральному директору, продолжает губернатор. Он
мне прислал ответ. Но ясности не прибавилось, наоборот, возникли
вопросы. Я слабо себе представляю, каким образом будут
взаимодействовать новые владельцы 18-го причала с основными
грузоотправителями, какова будет тарифная политика. Для меня
остается загадкой, как будут платиться налоги, поскольку новое
предприятие зарегистрировано в Ярославской области.
Мы намерены пригласить руководство "Норд-апатита", чтобы они
прояснили свою позицию. Но уже предварительное рассмотрение
документов говорит о целом ряде допущенных нарушений закона о
приватизации при реорганизации порта. Самое главное для нас - не
потерять грузы, увеличить грузооборот порта. Если условия для
наших грузоотправителей будут не приемлемы и они вынуждены будут
искать порты в других регионах, то я просто не позволю
реализовать такую схему.
Если же будет налажено законное и взаимоприемлемое
сотрудничество, если пакеты акций будут распределены так, чтобы
на тарифную политику влияли государство и грузоотправители, то мы
ударим по рукам и на том договоримся. А пока все это не улажено,
имеет смысл прекратить дальнейшую реорганизацию порта, сказал в
заключение Юрий Евдокимов.
Вот пока и вся история. КУГИ Мурманской области направил
В.Никулину распоряжение о запрете на внесение в уставной капитал
созданного ЗАО основных средств порта и готовит исковое заявление
в арбитражный суд о побуждении порта к выходу из этого ЗАО. А
наша редакция намерена следить за развитием ситуации вокруг 18-го
причала. Ведь это в известной мере знаковое событие. Оно покажет
- закончилась у нас "дикая" приватизация или она тихим сапом
продолжается.




05-10-1998, Труд