Сад расцвел у никитских ворот
НОВЫЙ СЕЗОН В ТЕАТРЕ У МАРКА РОЗОВСКОГО НАЧАЛСЯ С ЧЕХОВА.
Этой премьеры ждали давно. Слухи о том, что Розовский ставит
"Вишневый сад", ходили по Москве больше года. И вот свершилось!
Детская комната заброшенной усадьбы. Сквозь полумрак с трудом
удается различить кресло, в котором заснул ожидающий поезда
Лопахин. Входит Дуняша, подбирает с пола выпавшую из его рук
книгу, наспех перелистывает, вырывает из нее несколько страниц и
растапливает ими печку. Лопахин просыпается...
Напряженная атмосфера ожидания, ощущение надвигающейся беды,
связанной с продажей имения, разряжается в спектакле комическими
эпизодами. Режиссер не ставит пьесу как обыкновенную драму, ибо
сам Чехов неоднократно напоминал, что он пишет комедию. А в одном
из писем к своей жене Ольге Леонардовне Книппер сообщал:
"Следующая пьеса, какую я напишу, непременно смешная..." Итак, в
"Вишневском саде" смешалось все: трагедия и водевиль, печаль и
юмор - совсем как в жизни. Перечитывая Чехова заново, Розовский
открывает в его героях нечто новое, подчеркнуто созвучное
характеру современного человека. В представленной им галерее
образов прежде всего поражает Раневская в исполнении Галины
Борисовой- не русская барыня из нижегородской глухомани, которую
обычно представляют на нашей сцене, а экзальтированная
"офранцузившаяся" дама из Парижа с экстравагантными манерами,
одетая по последней моде. Она чрезвычайно эмоциональна, ее резкие
перепады в настроении напрягают окружающих, заставляют их
волноваться, суетиться. Это создает в доме атмосферу
неустроенности, зыбкости, тревоги. Что же касается ее дочерей Ани
(Кира Транская) и Вари (Виктория Заславская), то они, несмотря на
свою молодость, единственные из всего семейства отчетливо
понимают, что ожидает их, когда имение будет продано. Варя,
занятая хозяйством, старается своих чувств открыто не показывать,
даже любовь к Лопахину она загоняет в какой-то "дальний угол"
души. В то время как Аня не может сдержать радости, когда ее дядя
Гаев наконец-то придумывает, как можно спасти имение, но, увы,
это всего лишь маниловские планы... Вот почему спустя какое-то
время она с такой горечью говорит матери: "Ты, мама, вернешься
скоро, скоро... не правда ли?" - прекрасно понимая, что больше
уже никогда не увидит ее. Думаю, что этот светлый и наивный образ
милой девушки покорит не одно зрительское сердце...
Надо сказать, что Розовский очень деликатно относится к
авторскому тексту, а пространство спектакля наполняется
интенсивным психологически плотно "проработанным" сценическим
действием. Зритель, выйдя из зала, задумывается и о вечном
конфликте между поколениями, и о "нестыковке" людей с разными
"принципами", представлениями о добре и зле, и, конечно же, о
любви, порой настигающей человека как неизлечимая, тяжелая
болезнь... В итоге пьеса Чехова, написанная в 1903 году, сегодня
задевает зрителей настолько глубоко и сильно, что порой думаешь:
время сделало ее еще более актуальной.
Александр СЛАВУЦКИЙ.
08-10-2001, Труд