TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Былое остается с нами

ПОСЛЕДНИЙ ПОЛЕТ ГЕРКУЛЕСА.
АНАТОЛИЙ ПРОКОПЕНКО.
ПОЧЕМУ СТАЛИН БОЯЛСЯ САМОЛЕТОВ.
Погожим майским днем 1935 года в московском небе произошла
трагедия. Суперлайнер "Максим Горький", детище конструктора
А.Туполева, совершавший прогулочный полет с 47 пассажирами на
борту, столкнулся с истребителем "И-15", ведомым Николаем
Благиным. Обе машины рухнули на околице деревни Таракановка, где
теперь стадион ЦСКА. Погибли все:
летчики, служащие центрального аэродинамического института -
передовики труда, их жены и дети.
В Москве был траур. В Колонном зале Дома Союзов возле урн с
прахом погибших стоял сам Иосиф Сталин, а московское партийное
руководство во главе с Никитой Хрущевым возглавляло
траурную процессию к Ново-Девичьему кладбищу.
И сразу по Москве поползли слухи о причинах ужасной
катастрофы.
Наиболее ходкими были две версии. Согласно первой летчик-
испытатель Николай Благин, находился, так сказать, под гипнозом
виртуозных воздушных проделок "на грани фола" знаменитого Валерия
Чкалова, и вот-де представился случай показать, что он тоже не
лыком шит. По другой версии, летчик якобы получил откуда-то
"сверху" приказ совершить для большего эффекта "мертвую петлю"
вокруг крыльев "Максима Горького", размах которых достигал аж 63
метров.
Погибших, в том числе и Благина, похоронили с почестями,
вдовам назначили персональные пенсии. Казалось бы, точка
поставлена. Но у истории этой оказалось продолжение. Правда,
тоже спорное.
В 1988 году, в бытность мою директором Центрального
государственного особого архива СССР - этой "могилы" трофейных
архивных документов чуть ли не из 20 европейских государств, в
бумагах французского военного ведомства был обнаружен документ, в
котором речь шла как раз о трагедии в московском небе. В
частности, говорилось о том, что варшавская газета "Меч"
опубликовала обращение русского летчика Николая Благина, которое
тот якобы написал накануне своей смерти. Вот некоторые выдержки
из варшавской газеты:
"18 мая Благин, пилотирующий легкий самолет, добровольно
таранил "Максима Горького".
За несколько дней до происшествия по всей Москве упорно
распространялись слухи, что Сталин намеревается занять место в
"М.Г." в компании Молотова, Кагановича, Орджоникидзе и других
высокопоставленных лиц Советов.
Редактор варшавской газеты "Меч" гарантирует подлинность
обращения Николая Благина.
"Братья и сестры, - говорится в обращении советского летчика,
- вы живете в стране, зараженной коммунистической чумой, где
господствует красный кровавый империализм.
...Хорошо запомните имена узурпаторов, которые называют себя
мудрыми и любимыми народом. Никто из вас не должен забывать
голод, который свирепствовал с 1921 по 1933 годы, во время
которого ели не только собак и кошек, но даже человеческое мясо.
А в это время коммунисты организовывали торгсины
(благотворительная торговля) для иностранцев, чтобы пустить им
пыль в глаза, говоря:
"Смотрите, как хорошо мы живем". В этих торгсинах можно было
купить золото и импортные товары, но все это было не для вас. В
то время как люди умирали с голода, коммунисты экспортировали за
границу нашу лучшую продукцию по самым низким ценам для того,
чтобы показать, что в Стране Советов все идет хорошо.
Братья и сестры! Не забывайте, что означает "все идет хорошо"
в действительности. В то время как у вас отбирали последние
средства в виде принудительных займов и т.п., коммунисты
организовывали крупные попойки, танцевальные вечера и дикие оргии
с проститутками и разбазаривали народные миллионы.
Братья и сестры, завтра я поведу свою крылатую машину и
протараню самолет, который носит имя негодяя Максима Горького!
Таким способом я убью десяток коммунистов, "ударников"
(коммунистические гвардейцы), как они любят себя называть. Этот
аэроплан, построенный на деньги, которые вас вынудили отдать,
упадет на вас! Но поймите, всякому терпению приходит конец!
Перед лицом смерти я заявляю, что все коммунисты и их
прихвостни - вне закона. Я скоро умру, но вы помните о мстителе
Николае Благине, погибшем за русский народ!
Москва, 17 мая 1935 г
Николай Благин, летчик".
Заявление столь резкой политической окраски рождает ряд
вопросов, и прежде всего: кто он, Николай Благин, и что это -
его подлинное письмо или фальшивка? На первый вопрос ответить
гораздо проще, нежели на второй.
Благин - потомственный дворянин. Обучался в кадетском корпусе.
Его отец - полковник царской армии. Революция нарушила
привычное течение жизни. Спустя год после большевистского
переворота Благин вступает в ряды Красной Армии. Окончил курсы
при дивизионе воздушных кораблей "Илья Муромец" в 1920 году,
получил редкую по тем временам профессию - летчик-истребитель.
Страсть к изобретательству привела в ЦАГИ.
Возможно, у Благина было некое внутреннее несогласие с
политикой большевиков. Но решиться в здравом уме на то, чтобы
выразить это несогласие столь жестоким образом, обрекая на
смерть товарищей по ЦАГИ женщин и детей? В это верится плохо.
Вместе с тем изучение секретных архивных документов бывшего ЦК
КПСС, куда исправно стекалась аналитическая информация силовых
структур о ситуации в стране, умонастроениях ее граждан,
позволяет сделать ряд выводов. И прежде всего - сопротивление
диктатуре большевиков не прекращалось никогда начиная с октября
1917-го.
Мы мало об этом знали или почти ничего не знали, поскольку
такая информация содержалась в глубокой тайне. Лишь совсем
недавно, в конце 80-х годов, общественности стали известны,
например, разоблачительные письма Николая Бухарина, Федора
Раскольникова, адресованные Сталину. К этому могу добавить: мне
по роду службы довелось познакомиться с документацией,
свидетельствующей о крупных, с политической подоплекой восстаниях
заключенных в ГУЛАГе - они порой перерастали в настоящие
сражения; о бунтах в рабочей и армейской среде; об антисоветской
деятельности некоторых молодежных организаций. Политика КПСС
вызывала иногда на местах такое озлобление, что здания райкомов
партии обстреливались. Письмо Благина, если оно подлинное, - из
того же разряда.
С другой стороны, известно, что политические оппоненты
большевиков (главным образом из числа приверженцев монархии),
проиграв гражданскую войну за Россию, использовали все способы,
чтобы подорвать веру народа в советскую власть. К числу таких
способов относились и сфабрикованные от имени реальных граждан
СССР манифесты, заявления с убийственной критикой большевистской
партии и ее вождей. Мастерам фальсификации ничего не стоило
представить несчастный случай с "Максимом Горьким" как акт
возмездия по отношению к большевикам. А для вящей
убедительности его облекли в форму политического заявления
погибшего летчика.
Что же все-таки в нашем случае больше похоже на правду?
Ответить однозначно трудно, не хватает документальной
информации для объяснения некоторых моментов. Почему, например,
прогулочный рейс должен был эскортироваться истребителем "И-15"?
Ради чего надо было совершать цирковой номер с круговым
облетом крыла лайнера? Ежели такое трюкачество было
запланировано, то кем? Ссылка на то, что сам Благин хотел просто
"повторить" Валерия Чкалова, по-моему, несостоятельна.
Катастрофа, как мне кажется, не могла пройти мимо
специалистов с Лубянки. Осторожное подтверждение этому я, в
частности, получил в 1991 году от опытного архивиста одной из
спецслужб. Если это так, то возникает вопрос: сохранилось ли
досье на Благина? Довольно часто из спецслужб слышится ответ:
документы или не обнаружены, или же уничтожены. А без них
публикация в варшавской газете остается загадкой.
Надо сказать, накануне, 17 мая, на самолете "Максим Горький"
летал легендарный французский пилот и писатель Антуан де Сент-
Экзюпери. Как говорится, Господь его миловал. Да и поблизости в
московском небе никто не выделывал сумасшедшие пируэты.
Возможно, согласно утверждению газеты "Меч" у Сталина
действительно был соблазн покататься на отечественном самолете-
гиганте. Но что интересно: после этого Коба стал панически
бояться воздушных путешествий...
Памятный обелиск, установленный на месте гибели "Максима
Горького", со временем куда-то запропастился.




05-10-1998, Труд