Денис евстигнеев: отец мог заплакать на комедии
9 октября исполнилось бы 75 лет блистательному русскому актеру
Евгению Александровичу Евстигнееву. Многие вошедшие в историю
театра роли были сыграны им на сцене "Современника" и МХАТа,
огромное количество зрителей помнят и любят его по работам в
фильмах - "Добро пожаловать, или Посторонним вход воспрещен",
"Бег", "Семнадцать мгновений весны", "Место встречи изменить
нельзя", "Зимний вечер в Гаграх", "Собачье сердце", "Ермак" и др.
Сегодня о замечательном актере вспоминает его сын - оператор и
кинорежиссер Денис ЕВСТИГНЕЕВ.
Когда родители развелись, мне было около трех лет. И мы с
отцом стали видеться, что называется, по воскресеньям. Он,
конечно, не занимался моим воспитанием в общепринятом смысле - не
ругал за мои кошмарные оценки, не наказывал (скорее наоборот) и
не поучал. И все-таки чему-то я у него научился, перенял какие-то
черты его характера - может быть, даже неосознанно.
От него, например, - особая замкнутость. Все эмоции, все
переживания он держал внутри себя. Никогда не давал окружающим
возможности почувствовать, что с ним в данный момент происходит.
На вопрос: "Как дела, Женя?" - он, что бы ни случилось с ним,
отвечал: "Нормально".
Хотя при этом был абсолютно компанейским человеком. Просто
где-то внутри него всегда оставалась "граница", за которую он не
пускал. А в общении - человек приветливый и необыкновенно
притягательный. Не случайно его обожали буквально все - и
зрители, и коллеги по театру, по кино. А кроме того, он был очень
естественным, простым в жизни, даже скромным. У него и друзья
были не из актерских компаний. Он любил собраться с ними,
починить машину, выпить в гараже. Любил ездить в Горький к своей
маме и там пойти на лодочную станцию ловить рыбу. Он вообще любил
простую жизнь. А потом на сцене или на экране совершенно
загадочным образом превращался вдруг в царя, профессора,
немецкого интеллигента...
Он был страстным кинолюбителем, ему нравились кинокамера и сам
процесс съемки. Поэтому он очень хорошо отнесся к выбранной мною
профессии оператора. Проблемы возникли, когда меня пригласили
оператором-постановщиком на мой первый фильм "Сказки старого
волшебника" и выяснилось, что отец будет там сниматься. Я кое-как
поборол в себе сомнения (а вдруг пригласили из-за знаменитого
отца?), но остался вопрос, как называть его во время съемок.
"Папа" - было стыдно (теперь понимаю - это был ложный стыд),
"Евгений Александрович" - чересчур официально. В результате я
обращался к нему: "Эй!" - и при помощи других междометий.
Отец ценил и любил юмор. Ирония была присуща его взгляду на
жизнь. Он обладал потрясающим талантом любую ерунду сказать так,
с такой неподражаемой интонацией, мимикой, что все просто лежали
от хохота. Вообще любое его движение, жест неожиданно создавали
вокруг ощущение праздника и смеха.
Еще одной из его особенных черт была необычайная
сентиментальность. Он мог заплакать на фильме Чаплина - на
комедии! Заплакать от ощущения таланта.
Он обладал редкостной способностью к перевоплощению. И его
актерский диапазон был совершенно необъятен. Он не принадлежал к
тем артистам, которые эксплуатируют природные черты собственной
личности. Постоянно замечая и запоминая какие-то случаи на улице
или даже движения, улыбки, взгляды, он потом вдруг выплескивал
это на сцене - и эффект был совершенно потрясающий. Благодаря
этому свойству таланта, он мог играть практически все роли. Я
помню, с каким увлечением, азартом он включался в новую работу,
всегда отдаваясь ей полностью, до капли. Когда снимали, например,
"Зимний вечер в Гаграх" или "Собачье сердце", это становилось для
него всем, он все забывал и каждую минуту говорил только об этом.
Для меня всегда существовала неразрешимая загадка того пути,
который, он проделал в жизни, - от рабочего на заводе в глубокой
провинции, захолустье - до артиста, кумира чуть не целой страны.
Дорога к вершинам от фактически абсолютного нуля. Ни понять, ни
повторить этого невозможно. И здесь вопрос не только таланта или
генов, хотя его мама была человеком очень артистичным, не имея
при этом, правда, никакого отношения к театру, - здесь речь идет,
может быть, о каком-то высшем эксперименте.
Ведь трудно себе представить сегодня историю, которая
произошла с ним, когда Виталий Лебский, директор Горьковского
театрального училища, увидев отца - тогда заводского рабочего, -
как-то в кинотеатре перед сеансом играющего на барабанах,
немедленно пригласил его к себе и принял на актерское отделение.
Отец всегда был чрезвычайно музыкален, обладал прекрасным
чувством ритма и, естественно, слухом. Он очень любил джаз и был
профессиональным барабанщиком. У него были любимые номера с
вилками (это потом сняли в кино) и со спичечным коробком. Однако
как же нужно было играть на барабанах, чтобы его заметили и
приняли в училище без экзаменов?.. Это невообразимо и, пожалуй,
неповторимо.
Алена Данилова.
08-10-2001, Труд