TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Голубое топливо от нептуна

Людмила Юдина.
На днях группа депутатов Госдумы по приглашению компании
"Росшельф", занимающейся разработкой нефтяных и газовых
месторождений на шельфе арктических морей, побывала в городе
Северодвинске. Парламентарии обсудили целесообразность разработки
Штокмановского месторождения на условиях Закона РФ "Соглашение о
разделе продукции" (СРП).
В самом центре Баренцева моря, недалеко от островов Новой
Земли, хранится уникальный клад стоимостью в триллионы рублей.
Имя ему - Штокмановское газоконденсатное месторождение. И если
кто-то заскучает при столь неромантическом наборе слов, как газ,
буровые вышки и скважины, то давайте подсчитаем, что же даст
каждому из нас разработка этой северной кладовой, одной из самых
богатых в Арктике? Прежде всего - прирост экономического
благополучия северо-западного региона страны. Дешевым топливом
будет обеспечена Мурманская, Архангельская, Ленинградская
области, Карелия, ряд других территорий. Природный газ придет в
городские и сельские дома, а, значит, жители Севера узнают, что
такое настоящий комфорт и прямая экономия на топливе. Пока же
Архангельская область, например, перманентно пребывает на грани
топливного кризиса. Как рассказывали северодвинцы, зимой
температура в квартирах обычно не превышает 8-10 градусов.
От реализации Штокмановского проекта выигрывают не только
северяне. Депутат Василий Гришин отметил, что одно рабочее место
в данном проекте создает еще 10 новых рабочих мест в смежных
предприятиях по стране. То есть будет сделан серьезный шаг к
решению такой больной для России проблемы, как безработица.
Ознакомившись с докладом председателя правления ЗАО
"Росшельф", члена правления Газпрома (он один из учредителей
"Росшельфа") Бориса Никитина и приняв к сведению его аргументы,
депутаты заявили о поддержке Штокмановского проекта на условиях
СРП. Теперь дело за тем, чтобы его поддержала Дума.
- Я хорошо разбираюсь в вопросах, связанных с соглашением о
разделе продукции, - сказал депутат Юрий Тен. - Поэтому
заинтересован в том, чтобы Штокмановское месторождение
разрабатывалось именно в соответствии с этим законом. Весь
инвестиционный проект стоит немалых денег - 14 миллиардов
долларов. Не надо пугаться этой суммы: все подобные проекты
требуют больших вложений. Главным инвестором здесь выступает
Газпром, но нужны дополнительные средства, требуются новые
инвесторы. На условиях СРП их привлечь значительно легче.
Штокмановский проект - это проект будущего века. Он
рентабелен. Уникально по запасам и качеству газа само
месторождение: как пояснил председатель правления "Росшельфа"
Борис Никитин, разведанные запасы, по оценкам, составляют 3,2
триллиона кубометров газа и 31 миллион тонн газоконденсата. Это
значит, что ежегодно будет добываться 90 миллиардов кубов
"голубого топлива". Далеко не каждая европейская страна
потребляет столько. Обеспечивая в достатке природным газом себя,
Россия сможет продавать его за рубеж, в северные государства,
получая тем самым дополнительные средства в бюджет.
Уникальна и технология разработки месторождения. Ни одна
страна еще не вела добычу углеводородов в таких климатических
условиях, когда море сковано льдом 160 - 170 дней в году. В связи
с этим потребовалась и уникальная производственная база. На
Северодвинском оборонном предприятии "Севмаш" по заказу Газпрома
будут изготовлены стационарная ледостойкая платформа и мобильные
буровые установки.
Побывав на "Севмаше", депутаты согласились с тем, что здесь
есть все условия для реализации одного из самых смелых проектов
XXI века.
Как отметил депутат Юрий Гуськов, теперь многое зависит от
слаженной и заинтересованной работы Госдумы, Газпрома,
"Росшельфа" и "Севмаша".
Если Госдума не станет откладывать назревший вопрос о
разработке на условиях СРП Штокмановского месторождения и
своевременно можно будет начать освоение недр морского дна, то к
2006 году будет спущена на воду морская добычная платформа. С
этих пор не менее 30 лет Баренцево море будет снабжать страну не
только рыбой и морепродуктами, но и "голубым топливом".




05-10-1999, Труд