TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Социалка: бремя или благо? мпс и роспрофжел взаимодействуют в режиме конструктивного диалога

Состоялось совместное заседание коллегии Министерства путей
сообщения Российской Федерации и президиума ЦК профсоюзов
железнодорожников и транспортных строителей. Основной вопрос
повестки дня звучит рутинно: итоги работы за первое полугодие по
осуществлению отраслевого тарифного соглашения на 2001-2003 годы.
Но отнюдь не "рутинным" является то, что соглашение выполняется
по каждому пункту в отдельности и по документу в целом.
Партнерский подход в поиске путей повышения социальной
защищенности железнодорожников позволил избежать серьезных
трудовых конфликтов. Однако на всех направлениях сотрудничества
остаются непростые проблемы, требующие решения.
Открывший заседание министр путей сообщения РФ Николай
Аксененко особо подчеркнул определяющее значение экономических
условий для реализации обязательств соглашения. "У министерства и
профсоюзов, - сказал он, - достигнуто одинаковое понимание того,
что успешное решение социальных задач зависит прежде всего от
повышения экономической эффективности отрасли, от качества работы
каждого железнодорожника".
В первом полугодии отрасль продолжала сохранять лидирующее
положение на рынке транспортных услуг По сравнению с аналогичным
периодом 2000 года показатели погрузки и грузооборота
перевыполнены. За шесть месяцев железными дорогами получено 147
млрд. рублей доходов от перевозок, что на 31,7 мрлд. рублей
больше, чем в прошлом году. В целом по сети было получено 18,5
млрд. рублей балансовой прибыли.
В докладе заместителя министра, статс-секретаря Пшимафа
Шевоцукова отмечено, что эти результаты позволили железным
дорогам направить из прибыли на социальные нужды, реализацию
отраслевого тарифного соглашения и коллективных договоров 1 млрд.
рублей.
Между тем болезненной проблемой по-прежнему остается уровень
заработной платы.
Самодостаточность - такова отличительная черта железнодорожной
отрасли. Железная дорога и по сей день славится своими школами и
вузами, больницами и поликлиниками, оздоровительными учреждениями
на Черноморском побережье и Кавказских Минеральных Водах, клубами
и дворцами культуры, спортивными залами и стадионами. Вместе с
тем в условиях рыночных реформ ей с каждым годом становится все
сложнее содержать столь масштабную затратную сеть социальных
объектов.
Многие другие отрасли экономики страны в это нелегкое время
просто сбросили со своих плеч социалку и в порядке компенсации
несколько повысили уровень заработной платы. Сегодня это выглядит
весьма эффектно. Но каков будет результат в долгосрочной
перспективе?
Что касается железной дороги, то потихоньку начинает
забываться то, что в самые тяжелые годы так называемых
преобразований, когда практически вся промышленность страны
лежала "на боку", она, сдерживая, вопреки своим ведомственным
интересам, тарифы на грузоперевозки, помогла подняться своим
партнерам и смежникам, и прежде всего - угольщикам, металлургам и
работникам лесной промышленности.
И вот теперь все это "аукнулось". В настоящее время по
зарплате железнодорожники занимают восьмое место после нефтяной,
газовой и других отраслей промышленности.
Разумеется, это не может не огорчать тружеников железных
дорог К недовольству подталкивают и высокие доходы теневого
бизнеса.
- Еду я на коллегию в поезде, - рассказывал один из ее
участников, - напротив в купе - молодой человек, чуть больше
двадцати. "Где работаете?" - спрашиваю. "В коммерческой фирме", -
отвечает. "А сколько получаете?" - "Семьсот баксов".
Нельзя недооценивать разрушительное воздействие такой фоновой
информации. Ведь известно, какой интенсивный и ответственный труд
у железнодорожника.
Конечно, есть недовольство у людей. И иногда оно прорывается.
К сожалению, в таких ситуациях появляются ловкачи, которые
направляют протест по ложному следу. На заседании был затронут
вопрос об обстоятельствах появления обращения к президенту
работников Башкирского отделения Куйбышевской железной дороги, в
котором они дают волю своим эмоциям. Целых 5588 подписей! Не
слабо?! В обращении представлены широкие обобщения единичных
факторов. А подписи, как оказалось, добыты очень просто.
Потенциальному подписанту задавался вопрос: доволен ли он уровнем
своей зарплаты? Недоволен - подписывай! Таким способом подпись
самого министра можно было получить.
В целом по отрасли уровень зарплаты железнодорожников
превышает докризисный 1998 года. У остального населения он
составляет 74 процента от докризисного. В июне среднемесячная
заработная плата в основной деятельности составила 4270 рублей (к
соответствующему периоду прошлого года увеличилась на 36
процентов), на перевозках - 4369 рублей (37 процентов).
Содокладчик - зам. председателя Российского профсоюза
железнодорожников и транспортных строителей Владимир Мышенков
отметил, что перевыполнено одно из основных обязательств
соглашения, касающееся соотношения зарплаты и цен. Индексация
составила 13,3 процента при росте потребительских цен на 7,6
процента.
Заработная плата на большинстве железных дорог выплачивалась в
сроки, установленные коллективными договорами. Исключение
составили Куйбышевская, Южно-Уральская и Дальневосточная железные
дороги (задержки от 2 до 10 дней).
Особую тревогу вызвало применение сверхурочных работ. По сети
дорог они составили около 4 млн. часов. На их оплату затрачено 33
млн. рублей. В то же время более 35 тысяч человек работают
неполный день.
Постановлением заседания предусмотрена ежеквартальная
индексация заработной платы в соответствии с ростом цен на
потребительские товары и услуги. Поставлена также задача поэтапно
приблизить размер минимальной оплаты труда к величине
прожиточного уровня.
Техническое перевооружение железнодорожного транспорта
неизбежно ведет к сокращению численности работающих. Некоторые
специальности теряют свою актуальность.
Николай Аксененко по ходу одного из выступлений заметил:
"Настало время, когда эмблемой железной дороги должен стать
автоматизированный комплекс с электронной и вычислительной
техникой, а не женщина в оранжевой жилетке с кувалдой в руке".
За полугодие численность контингента работников, занятых на
перевозках, снизилась на 70,7 тысячи человек (в основном за счет
естественного оттока и ухода на пенсию). Количество же
работников, попавших под сокращение, составило всего 4,3 тысячи
(6 процентов от общего числа).
Администрация железных дорог и профсоюз реализуют программы
занятости, которые являются приложением к коллективным договорам.
Цель этих программ - создать новые рабочие места и трудоустроить
людей. Практикуются упреждающая переподготовка, повышение
квалификации работников.
В отрасли утверждена концепция жилищной политики.
Железнодорожники придерживаются четырех направлений жилищного
строительства. Это - ликвидация ветхого жилья, выполнение
обязательств по льготным категориям, переселение семей с Севера и
обеспечение квартирами молодых специалистов.
По всем источникам финансирования построены и приобретены 1349
квартир общей площадью 90,6 тысячи кв. метров, или 15 процентов к
плану года. Под угрозой срыва оказалось выполнение жилищной
программы с использованием ипотечного кредитования, которая
профинансирована лишь на 10 процентов. Из 4277 семей, заполнивших
анкеты на получение жилья по ипотечному кредитованию, только 460
оказались платежеспособными. При существующем уровне заработной
платы работников бюджетной сферы их участие в реализации жилищных
программ является невозможным.
По-прежнему остается актуальным вопрос о дополнительной
поддержке пожилых людей. Все железные дороги приступили к
реализации отраслевого негосударственного пенсионного
обеспечения. Такую пенсию получают около 4 тысяч человек. Средний
ее размер - 943 рубля. К концу текущего года получателями
негосударственной пенсии станут 10 тысяч человек.
Лейтмотивом многих выступлений была мысль о том, что
социальная сфера по-прежнему должна оставаться приоритетной для
руководства МПС. Железнодорожников нельзя лишать ведомственных
социальных льгот (в денежном исчислении - это добавка 750 рублей
к среднемесячной заработной плате).
Там, где сохранен соцкультбыт, людям не приходится платить
втридорога за лекарства, детский сад, коммунальные услуги или
продукты питания в своих магазинах.
Ранее в соответствии с постановлением правительства от 2
августа 1999 года ряду областных администраций и органов местного
самоуправления были переданы в государственную и муниципальную
собственность отдельные объекты социально-культурного и
коммунально-бытового назначения (школы, жилые дома, клубы,
спортивные залы, котельные и др.). Тем не менее в дальнейшем МПС
не собирается отказываться от непрофильной сферы.
По словам П. Шевоцукова, в конечном счете гораздо дешевле
содержать свою систему здравоохранения и образования, нежели
платить потом за лечение и обучение государству либо частным
организациям.
Подводя итоги совместного заседания, Николай Аксененко
предложил восстановить практику морального поощрения людей, вновь
ввести галереи передовиков и Доски почета.
Министр отметил, что социальная обстановка на железнодорожном
транспорте продолжает оставаться стабильной. Отраслевое тарифное
соглашение в очередной раз доказало свою действенность,
практическую важность и необходимость.
Александр ИВАНЧЕНКО.




08-10-2001, Труд