TRUD-ARCHIVE.RU Информационный архив газеты «ТРУД»

Рерихи в компьютерной версии государственный музей востока устроил выставку знаменитых художников

Елена ВЛАДИМИРОВА.
Вот уж не думалось, что в эти тревожные для Москвы, всей
страны дни на выставку картин Николая и Святослава Рерихов "Лики
Востока", приуроченную к 125-летию со дня рождения отца и.
95-летию сына, придет так много народу. В выходные - до тысячи
человек. Несмотря на то, что эта выставка продлится до 20 ноября,
и на то, что в Музее Востока есть постоянная экспозиция полотен
Рерихов, как есть их работы в Третьяковке и Бахрушинском музее, в
Русском музее Питера, в Новосибирске, Нижнем Новгороде, Горловке:
Семь тысяч полотен - по всему миру.
Но на сей раз в Государственном музее Востока, помимо 99
картин из здешней коллекции, выставлены еще два десятка полотен
из одного частного собрания в США (штат Техас). Имя владельца не
упоминается по его просьбе. Но факт тот, что доселе мы этих
рериховских работ не видели. Впрочем, в Москву привезли не
подлинники, а очень качественные компьютерные копии, выполненные
по новой технологии на холстах - по размеру картин. Можно,
понятно, спорить о том, насколько подлинник выше копии, но
спасибо Самарскому межрегиональному центру духовной культуры,
бессменный руководитель которого Юрий Родичев в поисках
неизвестных нам полотен Рерихов объехал Индию, Штаты, чуть ли не
весь мир.
Чем же все-таки так привлекает творчество Рерихов? Не одной
ведь только сочностью красок. Кстати, Николай Константинович
своим "учителем жизни" считал Архипа Куинджи, который наставлял
его в Академии художеств. А кисть Куинджи была очень щедрой,
неблекнущей. Рериха-старшего напутствовал и Лев Толстой. Не эти
ли "истоки" сделали его живопись, впрочем, как и жизнь, духовно
богатой, яркой?
Николай Константинович боготворил природу, ценил русский
фольклор, стал добрым посланцем нашего народа в Индии, прослыл
выдающимся борцом за мир, а еще - философом, ученым-историком,
этнографом, публицистом:
Его гуманистическую миссию продолжил сын Святослав. Одна из
главных инициаторов сегодняшней выставки "Лики Востока" в
Государственном музее Востока Ольга Румянцева (кстати, историк,
автор нескольких книг о Рерихах) вспоминает, как она еще в 60-х
годах буквально по крупицам начала собирать все материалы. Когда
в Союзе прошли первые рериховские выставки, зрители говорили, что
творчество Николая и Святослава стало для них не просто
откровением, но и несло духовное очищение.
Ольга Владимировна в 80-х годах навестила Святослава
Николаевича Рериха в Бангалоре, и ее поразило, какой великолепный
культурный центр он создал там. Искусствоведческий факультет
Бангалорского университета пользовался авторитетом не только в
Индии - во всем мире, а к Святославу Николаевичу шли и шли каждый
день профессора и студенты, дети из местной школы, монахини,
гости из России, других стран. За вдохновением, советом, любовью:
Сегодня Румянцеву упрекают в том, что на организованной ею
выставке картины Николая Рериха соседствуют с полотнами
Святослава. Некоторые критики говорят, что художники они совсем
разные, стало быть, и размещать их творения в выставочных залах
надо было по отдельности. С тем, что они разные, - кто спорит?
Старший Рерих смотрел на мир словно из космоса, младший -
будто берет тебя за руку и ведет в реальность. Но творчество их
одинаково великолепно.
Вот копия полотна Рериха-старшего (из частного собрания
техасца) "Чудь подземная" - таинственная пещера, причудливые
сталактиты: А чуть подальше на стене - картина сына "Огненный
дракон" - изысканная, декоративная, навеянная китайскими
мотивами. И в той, и в другой - тайна. Аромат Востока.
Неблекнущие краски.
Величие и тайна природы. Мощь духа.




05-10-1999, Труд