Подпевало даже жюри
"РОМАНСИАДА" СВЕЛА ВОКАЛИСТОВ ИЗ ВОСЬМИ СТРАН.
Среди традиций, накопленных за пять лет "Романсиадой", есть и
такая: один из отборочных туров целиком посвящается
представителям ближнего зарубежья. Определилось и место этих
встреч: уже второй год подряд они проходят в Белоруссии.
Кстати, наш прошлогодний выезд туда стал, так сказать, первым
шагом "Романсиады" за границы России. Тогда, воодушевленный
успехом своей землячки Елены Материнко (вторая премия на конкурсе
1999 года), могилевский композитор, а по совместительству
директор областной филармонии Владимир Браиловский предложил
устроить состязание на белорусской земле.
То, что идея действительно удачна, стало ясно сразу. Минск
(состязание 2000 года прошло в стенах Государственного
художественного музея республики) привлек блистательную оперную
певицу из Вильнюса Юлию Ступнянек, целую плеяду одаренных
украинских вокалистов, в том числе одного из будущих призеров
конкурса Артема Маковского из Крыма. Достойно выступили и сами
хозяева... Впрочем, лучшим доказательством живости дела служит
его, так сказать, рост. Если год назад в Белоруссию съехались
молодые певцы из четырех республик бывшего Союза, то теперь - из
восьми. Пестрой компании из 18 конкурсантов оказалось тепло и
уютно в одном из залов Могилевского художественного музея, легко
превратившегося на этот вечер в концертный.
Слово "рост" приходит в голову, когда говоришь и об участниках
соревнования. Некоторых из них мы уже хорошо знаем. Например,
Екатерину Круглякову из узбекского города Навои. Казалось бы,
провинция, да еще не российская, но и здесь горит огонек любви к
русскому романсу. В прошлом году Катя настолько зажглась желанием
попробовать силы в конкурсе, что приехала... с восьмимесячным
сыном! Помог собраться в неближнюю дорогу Дворец культуры
химкомбината. А в этом году оказал поддержку другой меценат -
директор горно-обогатительного комбината Николай Кучерский:
человек, знающий толк в классической музыке, мечтающий завести в
городе артистический салон на манер тех, которые нынче популярны
в России... И его подопечная не обманула надежд: тронула жюри
прекрасным, притом совершенно не запетым романсом
Вертинского-Ахматовой "Черные косы". Особенно эмоционально
отреагировала Алла Баянова, тут же погрузившаяся в сладкие
воспоминания детства. Оказалось, что это первая вещь, спетая
Аллой Николаевной с эстрады в 12-летнем возрасте... Катя, в
прошлом году уехавшая домой без награды, теперь вполне заслуженно
получила диплом за оригинальность репертуара.
Традиционно сильной предстала украинская "команда". И
опять-таки традиционно (во всяком случае, для нашего конкурса),
ее ядро составили харьковчане. Помните прошлогоднюю героиню
"Романсиады" - "девушку с гитарой", обаятельную и голосистую
красавицу Елену Подус? На сей раз музыкальную честь ее города -
города Дунаевского, Шульженко, Гурченко - поддержали студенты
местной консерватории Алексей Дугинов (баритон) и Алла Мишакова
(сопрано), голосами и куражом выделившиеся даже рядом с более
опытными одесситами, уже поющими в оперном театре - Лилией
Стрельцовой (сопрано) и Валентином Богачевым (бас). Алексею это
принесло диплом за артистизм и сценическое обаяние. А задорная
(ну, может, чуть манерная - даст Бог, это пройдет) Алла стала
одним из кандидатов на участие в финальном туре "Романсиады".
Какая со временем из нее может получиться Сюзанна, Розалинда или
Сильва!..
Да, с каждым разом жюри становится все труднее выбирать лучших
из множащегося потока конкурсантов. Ведь и таланты продолжают
являться на свет, и русский романс - это удивительное соединение
прекрасной музыки и поэзии, художественной высоты и
демократичности - в начале третьего века своей истории переживает
настоящий ренессанс, представляя собой авангард подлинной
культуры, благородно противостоящей культуре мнимой,
"попсовой"... На сей раз арбитрам, дабы не отсекать талантливых
людей от соревнования, пришлось (не впервые!) проявить
неформальность мышления. Кроме прелестной харьковчанки, они
назвали кандидатами на участие в финале "Романсиады" еще двоих -
это певшая "с огоньком" студентка Минской консерватории Наталья
Грищеня и гость из казахстанского города Джезказгана (впрочем,
сейчас обучающийся в Театральной академии в Москве) Виталий
Гребенников. К слову, Виталий чем-то напомнил звезду первой
"Романсиады" Дмитрия Шумейко - молодого смоленского актера,
который, как известно, в результате успеха на нашем конкурсе
теперь уже - солист Московской оперетты. Думаю, и у Виталия -
хорошее будущее, судя по тому, как крепко он "пронял" слушателей
исполнением знаменитого романса Вертинского "Я не знаю, зачем".
Успех казахстанца тем примечательнее, что ранее, если мне не
изменяет память, представителей этой республики не было на нашем
конкурсе. Давно не баловали нас своим вниманием и жители Эстонии
- а вот теперь воспитанник таллинской академии музыки Николай
Корж (не своему ли тезке Баскову он пытается подражать,
по-эстрадному лихо бравируя теноровым вокалом?) увез домой диплом
за лучший мужской голос.
А лучший женский жюри обнаружило у вполне зрелой уже оперной
певицы-сопрано Кристины Давлатян из Еревана. Это, кстати, еще
один географический дебют: Армения до последнего времени была для
"Романсиады" терра инкогнита. И вот эта "неизведанная земля"
дарит нам одного из лауреатов "Белорусской романсиады" - статного
17-летнего красавца Арсена Согомоняна.
Баритон Арсена не вполне еще обработан, но темброво богат, а
его обладатель - не по-юношески серьезен и сосредоточен. Молодой
человек время от времени подходил то к одному члену жюри, то к
другому и с подкупающей бесхитростностью спрашивал: скажите,
пожалуйста, вам нравится, как я пою?.. В этом не было ничего от
глуповатого нарциссизма: просто парню до зарезу нужно знать
мнение как можно большего числа профессионалов. Ведь еще совсем
недавно он жил в глуши, где посоветоваться насчет вокала было не
с кем. Да что там вокал - утверждают, будто Арсен практически не
говорил по-русски, так что наш великий и могучий начался для него
в стенах Ереванской консерватории с русского романса. Вот каково,
оказывается, значение скромного по внешности романсового жанра!..
Что же до способностей юноши, то они настолько очевидны, что сама
Алла Баянова стала подпевать ему мотив булаховского "Не
пробуждай".
А вот абхазский баритон Нугзар Какалия тем же романсом вызвал
"резонанс" в душе другого мэтра - Бориса Штоколова, тихонечко
затянувшего вторым голосом. Может, на ином академическом конкурсе
члена жюри за такое "непедагогичное" поведение осудили бы, но на
"Романсиаде" обстановка поистине товарищеская - и это, думаю,
только помогает ребятам ярче раскрываться. Так Нугзар стал еще
одним лауреатом Могилева.
И, наконец, подлинным украшением белорусского этапа конкурса
можно назвать 25-летнюю выпускницу Киргизской национальной
консерватории Жамилю Раимбекову. Киргизов на нашем соревновании
мы тоже раньше не слыхали. У Жамили - большое оперное меццо-
сопрано, хотя и ей есть над чем работать: при роскошном
сверкающем верхе средний регистр пока чуть тускловат. Но
драматическое чутье молодой артистки великолепно, романсы
Рубинштейна и Чайковского для нее - естественная музыкальная
стихия.
Итак, трое лауреатов "Белорусской романсиады" - Раимбекова,
Согомонян и Какалия получают путевку в финал Всероссийского
открытого конкурса. Еще три кандидата - Грищеня, Мишакова и
Гребенников - должны, что называется, держать чемоданы наготове:
оргкомитет очень рассчитывает видеть их в Москве, если только
общее число победителей региональных туров не будет чрезмерно
большим. Что ж, и в этой неопределенности - одна из интриг нашего
конкурса, который пока лишь преодолел половину своего пути: после
отборочных прослушиваний в Казани и Могилеве нам предстоит
встречаться на сибирском туре в Томске и, конечно, в колыбели
"Романсиады" - подмосковной усадьбе Остафьево, где пять лет назад
она прошла впервые.
А пока ребята и их старшие коллеги - Виргилиюс Норейка, Ирина
Журина, Рубина Калантарян и другие члены жюри в компании с
Могилевским оркестром народных инструментов под управлением
Леонида Иванова, вдохновляемые постоянной ведущей "Романсиады"
Галиной Преображенской, отправились в турне по Белоруссии,
которое успешно завершилось вчера выступлением на Международном
музыкальном фестивале "Золотой шлягер", по традиции проходящем в
начале ноября в Могилеве.
Редакция благодарит Международный музыкальный фестиваль
"Золотой шлягер" и его художественного руководителя Владимира
Браиловского за помощь в проведении "Белорусской
романсиады-2001".
Сергей БИРЮКОВ, музыкальный обозреватель "Труда", член жюри
"Романсиады".
06-11-2001, Труд